Позиция НП СРО “Симбирский дом” по вопросу ОДН

log2 Заместителю Председателя Правительства  Ульяновской области – Министру строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области Букину А.В.

Членам рабочей группы при Министерстве

В апреле 2013 года было принято Постановление Правительства РФ №344 от 16.04.2013 г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», которым был изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Установление и расчет размера нормативов на коммунальные услуги на  ОДН было возложено на исполнительные органы субъектов РФ (РЭКи).  Министерством экономики и планирования Ульяновской области были разработаны и утверждены Приказы: от 17.08.2012 г. № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области» и от 27.06.2013 г. № 06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области», подпадающие под действие указанного Постановления.  В результате проведенной НП СРО «Симбирский дом» проверки установленных нормативов на ГВС, ХВС и электроэнергию на ОДН по Ульяновской области на 2013-2014 гг. были выявлены нарушения допущенные Министерством экономики. В частности был применен расчетный метод, хотя имелись основания для применения более точного метода аналогов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306. В результате применения расчетного метода принятые нормативы оказались значительно заниженными, что повлекло нарушение ст. 157 ЖК РФ и прямые  убытки  управляющих организаций, общий объем которых только по городу Ульяновску за год составили более 100 млн. рублей.

ОДН на ХВС, ГВС

В целях пресечения нарушений федерального законодательства и защиты прав и законных интересов своих членов НП СРО «Симбирский дом» были обжалованы в суде нормативы потребления коммунальных ресурсов по электроэнергии, ГВС и ХВС на ОДН, установленные Министерством экономики Ульяновской области.

Суд признал нормативы на ХВС, ГВС на общедомовые нужды, установленные Приказом №06-243 от 27.06.2013г., неверно рассчитанными и принятыми с нарушениями норм Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» по следующим основаниям:

1)​ При установлении нормативов был применен расчетный метод, вместо использования надлежащего метода – аналогов (по фактическим показаниям приборов учета), и Министерство не предприняло надлежащих мер для получения сведений, необходимых для его применения, заведомо избрав расчетный метод, что незаконно. Судом установлено, что никаких препятствий для применения метода аналогов у Министерства не имелось.

2)​ Суд счел несостоятельной ссылку Министерства на экспертный отчет ООО «Экспертно-консалтинговый центр» от 2011 года, как на основание для использования расчетного метода. Так как данный отчет никакого отношения к установлению нормативов на ХВС, ГВС на общедомовые нужды в 2013 году не имеет, как по хронологии событий, так и по своей сути и содержанию.

3)​ Даже при применении расчетного метода, судом установлены и иные нарушения:

– При расчете нормативов по формуле 26 Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г., Министерство использовало неверные размеры площадей, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах;

– Приказ №06-243 содержит нормативы по домам, расчет в отношении которых вообще не производился;

– Также судом установлено, что одни и те же дома указаны в данном Приказе дважды, с установлением для них разных величин нормативов;

– Сведения о численности жителей домов в расчете Министерства представлены не в виде целого числа, а, например, 699,04, что не может соответствовать действительности.

Суд в своем решении от 13.02.2014г.  ( http://ruscpo.ru/?p=5028  ) указал, что оспариваемые нормативы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, которую граждане обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, подсчитанном в установленном законом порядке, а не произвольно.

 

ОДН на электроэнергию

Нормативы на электроэнергию на общедомовые нужды, установленные Приказом №06-265 от 17.08.2012г., были признаны судом неверно рассчитанными и принятыми с нарушениями норм Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» по следующим основаниям:

1)​ При установлении нормативов был применен расчетный метод, вместо использования надлежащего метода – аналогов (по фактическим показаниям приборов учета), и Министерство не предприняло надлежащих мер для получения сведений, необходимых для его применения, заведомо избрав расчетный метод, что незаконно.

2)​ При расчете данных нормативов Министерство вообще не использовало формулу 34 приложения 37 к Постановлению Правительства РФ №306 от 23.05.2006г., а необоснованно применяло Нормы расхода электрической энергии, утвержденные Приказом Минжилкомхоза РСФСР №283 от 25.12.1989г.

3)​ Установленные нормативы дифференцированы в зависимости от этажности зданий, что вообще не предусмотрено нормами Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г.

Суд в своем решении от 06.02.2014г. ( http://ruscpo.ru/?p=4973 ) указал, что оспариваемые нормативы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, которую граждане обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, подсчитанном в установленном законом порядке.

 

 

Доводы НП СРО «Симбирский дом» об указанных выше противоречиях и нарушениях, послужили основанием для отмены судом установленных нормативов на ХВС, ГВС и электроэнергии на общедомовые нужды.

Были признаны недействующими Приказы Министерства экономического развития Ульяновской области  №06-265 от 17 августа 2012г.,  №06-243 от 27 июня 2013г. (оставленные в силе Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2014г. по делу №80-АПГ14-4 (http://ruscpo.ru/?p=6028) ; от 4 июня 2014г. по делу №80-АПГ14-5 (http://ruscpo.ru/?p=6244) ).

После признания недействующими Приказов Министерства экономического развития Ульяновской области  №06-265 от 17 августа 2012г.,  №06-243 от 27 июня 2013г. и  во исполнении решений судов Министерство  должно было предпринять ряд действий по получению необходимых сведений для установления обоснованных нормативов на ОДН методом аналогов: предварительная выборка, снятие показаний общедомовых приборов учета и т.д.

Так, согласно п. 31. Постановления №306, определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах. Согласно, п.34 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения к настоящим Правилам. В указанных пунктах приложения закрепляется, что объем предварительной выборки должен быть не менее 10 домов. Исходя из численности многоквартирных домов в Ульяновской области, составление данной выборки возможно.

Кроме того, в соответствии с. п.37. Постановления №306, показания приборов учета снимаются:

– в отношении холодного и горячего водоснабжения – первого и последнего числа любого месяца отопительного периода;

– в отношении электроснабжения – 1 и 30 июня, 1 и 30 ноября;

Однако до настоящего момента Минэкономразвития Ульяновской области не исполнило  вступившие в силу судебные акты. В результате этого уже упущено полгода и  очевидно, что Министерство пока не намерено исполнять федеральные законы и решения судов.

 

Предложения

В настоящий момент в области отсутствуют установленные на региональном уровне нормативы потребления коммунальных услуг на электроэнергию, ГВС и ХВС на общедомовые нужды. Однако данный факт не препятствует начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

 

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ (Далее – ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В данном случае речь идет о Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. (Далее – Правила № 354).

В соответствии с п.40 Постановления № 354, потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме .

 

Таким образом очевидно, что обязательность взимания платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды закреплена на федеральном уровне.

 

В настоящее время существует следующие предложения по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды:

1.      Производить начисление платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в порядке действующем ранее (в соответствии с отмененными нормативами).

Этой позиции придерживается Комитет ЖКХ Ульяновска, так, 26.06.2014 года Комитет, не учитывая требования законодательства и вступившие в силу решения суда, направил в адрес Управляющих организаций города Ульяновска письмо (исх. №2720 от 26.06.2014г.) с рекомендацией осуществлять расчет платы за коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды в порядке, действовавшем до отмены вышеуказанных приказов Министерства. (СМ. письмо в коммитет ЖКХ http://ruscpo.ru/?p=6318)

Фактически указанное письмо Комитета ЖКХ содержит указание управляющим организациям производить начисление платы гражданам за коммунальные услуги с применением недействующих нормативов потребления на ОДН, нарушая порядок ценообразования и игнорируя вступившие в законную силу решения суда, что является абсолютно неправомерным и содержит состав преступления, предусмотренного статьей 201 Уголовного кодекса РФ: Злоупотребление полномочиями.

Одновременно с этим, в связи с полученными убытками в результате установления неверно рассчитанных нормативов потребления, управляющие организации вправе обратиться в арбитражный суд к Министерству экономического развития Ульяновской области с исковыми заявлениями о взыскании данных убытков. Кроме того, управляющие организации вынуждены будут также привлечь Комитет ЖКХ администрации г. Ульяновска, и взыскать причиненный его действиями ущерб в результате реализации направленного письма (исх. №2720 от 26.06.2014г.).

 

 2.      Не производить начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Такой позиции придерживается Контакт-центр при Главе города Ульяновска.

Однако, неначисление платы коммунальные услуги по электроснабжению, холодному и горячему водоснабжению  на общедомовые нужды в связи с отменой региональных нормативов на ОДН является грубым нарушение императивных норм ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса,  п. 40 Правил №354.

Вместе с тем начисление платы гражданам с нарушением нормативно-правовых актов влечет для управляющих организаций административную ответственность за нарушение порядка ценообразования, предусмотренную статьей 14.6 КоАП РФ (до 100 000 рублей на юридических лиц).

 

3.      Введение временных нормативов.

Такого решения придерживается Министерство экономического развития и до последнего времени придерживалось Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области (http://ruscpo.ru/?p=6474). НП СРО «Симбирский дом считало и считает, что введение «временных нормативов» не предусмотрено федеральным законодательством РФ и прямо противоречит нормам Постановления Правительства РФ №306 от 23.05.2006г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

В подтверждении нашей позиции необходимо сообщить, что 31.07.2014 г. (по заявлению представителя Министерства экономического развития Ульяновской области) введение временных нормативов на общедомовые нужды на электроэнергию, ХВС и ГВС не прошло согласования с областной прокуратурой.

 

4.      Производить начисление согласно нормам Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.

Считаем, что единственным законным, на сегодняшний день, способом расчета платы гражданам данных коммунальных услуг в многоквартирных домах с общедомовыми приборами учета является применение в полном объеме формул 11, 12 Приложения 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 г.

приложение по ОДН 1

приложение по ОДН 2

 

Порядок начисления платы гражданам за данные коммунальные услуги при отсутствии установленных в законном порядке нормативов на общедомовые нужды в многоквартирных домах без общедомовых приборов учета:

 

1)      В данном случае, в соответствии с действующим законодательством РФ (Постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011г.) управляющим организациям подлежит производить начисление платы гражданам лишь за индивидуальное потребление, без общедомовых нужд.

2)      Ресурсоснабжающим организациям, при расчете выставляемых к оплате сумм управляющим организациям, в свою очередь необходимо руководствоваться п.п. в) п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. №124:

 

Vд = Vп + Vсред + Vн + Vpacч + Vкp + V1одн + V2одн, где:

 

Vп – объем индивидуального потребления

Vсред – объем среднемесячного потребления в случаях, установленных Правилами №354

Vн – объем по нормативу потребления

Vpacч – объем в нежилых помещениях без приборов

Vкp – объем по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

V1одн – объем на общедомовые нужды – отсутствует

V2одн – объем на общедомовые по нормативу – отсутствует

 

Директор НП СРО «Симбирский дом»                                              Николаев Г.А.

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video