Проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов” (далее – законопроект) разработан во исполнение протокола заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности от 10 июля 2012 г. № А60-26-8 (раздел III, пункт 2), которым поручено Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовить предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
Законопроект предполагает введение следующих основных новаций:
- Установление твердого размера законной неустойки за нарушение потребителем обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии). Предлагаемый размер законной неустойки будет стимулом для потребителей и покупателей электрической энергии (услуг по ее передаче) надлежащим образом исполнять обязательства по оплате, поскольку многие покупатели предпочитают несвоевременно исполнять соответствующие обязательства, т.е. фактически кредитоваться за счет гарантирующих поставщиков, энергосбытовых и сетевых организаций, при этом начисленная сумма неустойки по договорам зачастую снижается судами.
Данный размер законной неустойки 1/170 ставки рефинансирования ЦБР за каждый день просрочки платежа (17,7%) существенно сократит мотивацию к несвоевременной оплате, поскольку ставка приближена к средней ставке краткосрочных кредитов для потребителей.
Анализ кредитных предложений по г. Москве и Московской области свидетельствует, что ставки краткосрочных кредитов (1 – 3 месяца) без обеспечения варьируются для граждан в диапазоне от 14% до 32%,
для юридических лиц – от 12,5% до 28%.
Например, ставка краткосрочного кредита для физических лиц
в Сбербанке России установлена на уровне 16,9% (для держателей карт – 13,9%), в Альфа-банке – 20,99% (16, 99% – для держателей карт).
По договорам, заключенным на оптовом рынке электроэнергии и мощности в настоящее время действует неустойка за просрочку платежей в размере 2/225 от ставки рефинансирования ЦБР за каждый банковский день просрочки платежа (что в пересчете на год составляет около 1/165 за каждый день просрочки или 18,1%). То есть, сами гарантирующие поставщики оплачивают на оптовом рынке неустойку в размере 18,1% годовых. Информация о размере процентных ставок приведена на основании сведений, размещенных на официальных сайтах банков и информационном портале banki.ru.
Рассмотрение ставок краткосрочного кредита для физических лиц аналогичных банков по другим регионам – Краснодарский и Приморский край, не выявило расхождений в их размере.
В связи с более низкой конкуренцией между банками в других регионах, наличием меньшего количества предложений от банков по сравнению
с Московским регионом, считаем, что процентные ставки в других регионах
в большинстве случаев могут быть на уровне, или выше, Московского региона.
Также предложены аналогичные изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, повышающие законную неустойку за неоплату предоставленных коммунальных услуг.
Следует отметить, что введение (повышение) размера законной неустойки соответствует поручениям Президента Российской Федерации
(от 18 февраля 2013 г. № Пр-340, подпункт “б” пункта 1) и Правительства Российской Федерации (от 2 февраля 2013 г. № ДК-П9-21пр, раздел II, пункт 1.3)
- Законопроектом предлагается уточнение действующих норм, направленных на внедрение системы гарантий оплаты потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к негативным экономическим, экологическим, социальным последствиям (“неотключаемые” потребители). Предполагается необходимость формирования адресного списка таких потребителей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим гарантированием исполнения этими потребителями обязательств по оплате потребленных энергетических ресурсов.
- Вносятся уточнения в положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за самовольное подключение к сетям инфраструктуры и безучетное потребление электрической энергии и иных энергетических ресурсов, увеличивается размер санкций за данную категорию правонарушений.