Она все-таки полетела!

ракетаУ России появилась новая космическая ракета – «Ангара». Сегодня она впервые была запущена с космодрома «Плесецк». Этого события ждали 20 лет
Сегодня с космодрома «Плесецк» состоялся первый старт новой российской космической ракеты-носителя (РН) «Ангара». Старт прошел штатно. «Ангара-1.2ПП» не выходила в космос. В соответствии с утвержденной циклограммой ее полет проходил по баллистической траектории над территорией Российской Федерации и спустя 21 минуту после старта, как сообщила пресс-служба Министерства обороны, неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью РН попал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка. Ракета при этом пролетела 5 700 км.
Затянувшийся старт

Старт первой «Ангары» вызывает смешанные чувства. С одной стороны – чувство гордости за то, что наша страна действительно смогла создать и поднять в воздух новую космическую ракету-носитель. С другой стороны – чувство досады от того, что этот процесс растянулся на 20 лет и стоил федеральному бюджету, по оценкам покойного ныне экс-главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина, более 160 млрд руб. Да к тому же сопровождался невиданными ранее скандалами в отечественной ракетно-космической отрасли из-за того, что бывший топ-менеджмент разработчика и изготовителя «Ангары» – Государственного космического научно-производственного центра им Хруничева (ГКНПЦ им Хруничева), все это время правдами и неправдами «тащил на себя» отраслевое «одеяло».

И в этом не было бы ничего страшного, если бы топ-менеджмент «хруничевцев» оправдывал бы «карт-бланши», в том числе финансовые, которые Роскосмос и Министерство обороны с 1994 года выделяли на «Ангару». Однако, первый старт этой РН, согласно планам правительства, должен был состояться в 2005 году. С тех пор о нем объявляли еще как минимум раз в год. Последняя «торжественная» попытка старта самой легкой версии «Ангары» должна была состояться в конце июня в присутствии (по видеомосту в прямом эфире) миллионов россиян, президента России Владимира Путина, министра обороны Сергея Шойгу и главного правительственного куратора космических программ – вице-премьера Дмитрия Рогозина. Однако, в последний момент автоматика отменила запуск ракеты. Специалисты быстро разобрались, что причиной этого стала реакция автоматики на дефект клапана наддува магистрали окислителя. Но очередную попытку старта «Ангары», очевидно, решили 9 июля провести «по тихому». Попытка удалась. Ракета наконец-то полетела. Вот и славно!
Универсальная и экологичная

Теперь снова о хорошем. Новую российскую ракету-носитель выделяют четыре интересные черты. Первое – универсальность (относительная, конечно). Главная «изюминка» концепции «Ангары» состоит в том, что в основе этой ракеты-носителя лежит модульный принцип, воплощенный в универсальных ракетных модулях (УРМ).

Собирая УРМы определенным образом, по замыслу «хруничевцев», можно будет создавать семь типов РН разной грузоподъемности. «Легчайшую» «Ангару -1.1» полезной нагрузкой 2 тонны на НОО будет поднимать в космос один УРМ-1 (двигатель РД-191) на первой ступени и разгонный блок Бриз-КМ – на второй. Для «тяжелой» «Ангары-7» полезной нагрузкой 35 тонн на первой ступени потребуется семь УРМ-1 плюс УРМ-2 (двигатель РД-0124) на второй ступени плюс разгонный блок КВТК-А7. Таким, образом, «Ангара», теоретически, может «закрыть» собой всю линейку легкого, среднего и тяжелого класса ракет-носителей ( к чему «хруничевцы» и стремились, «пробивая» в конце 90-х годов прошлого века проект модульной «Ангары» через «Росавиакосмос»).

А работа УРМов на кислородно-керосинной смеси делает «Ангару» еще и более экологичной ракетой, чем, например, «тяжелый» «Протон» производства того же ГКНПЦ им.Хруничева, который летает на эффективном, но жутко ядовитом гептиле. Экологичность – вторая отличительная черта «Ангары». И третья черта – эта РН полностью разработана и производится на территории России. То есть в ее производстве, в отличие, например, от тех же «Днепров» или «Зенитов», украинские предприятия (в первую очередь, КБ «Южное» и «Южмаш») никак не участвуют. И это сводит к минимуму риск сбоя при производстве «Ангары» из-за внешнеполитических конфликтов. «Новый космический ракетный комплекс «Ангара» создается на основе унифицированного ряда ракет легкого, среднего и тяжелого классов и будет способен выводить практически весь спектр перспективных полезных нагрузок в интересах Министерства обороны РФ во всем требуемом диапазоне высот и наклонений орбит, в том числе и на геостационарную орбиту, обеспечивая, действительно, гарантированную независимость отечественного военного космоса. Кроме того, ракеты-носители семейства «Ангара» не будут использовать агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволит существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающем к космодрому регионе, так и в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей» – заявило сегодня российское Министерство обороны, комментируя первый пуск «Ангары».
Космический дуэт

Реакция российского военного ведомства на успешный испытательный запуск ракеты-носителя «Ангара-1.2ПП» и общий тон событий, происходящий последние несколько лет вокруг ракетного комплекса «Ангара» наводит на мысль о том, что эта новая российская РН будет работать, прежде всего, в военных целях. Это четвертая особенность этой ракеты-носителя. Ведь, по сути, что означает сегодняшний запуск испытательной «Ангары»? Он означает, что у России появилась новая баллистическая ракета, которая за 21 минуту может пролететь почти 6 тыс км и успешно попасть (пока габаритно-массовым макетом) в нужное место. И эксперты не сомневаются в том, что при постановке соответствующих задач, дальнейшие экземпляры «Ангары», при необходимости, будут летать быстрее и дальше.

Хотя основная задача «Ангары», наверное, все же другая – доставка грузов на околоземные орбиты. И с этой точки зрения интересна ситуация с созданием в России «Союза – 2.1в» – ракеты – носителя «легкого» класса, которую несколько лет назад разработал самарский «ЦСКБ-Прогресс». В конце прошлого года он уже запустил первый «легкий» «Союз» с Плесецка и сейчас, по имеющейся информации, готовит еще семь таких машин в интересах, преимущественно, российских военных. И, по глубокому убеждению топ-менеджмента «ЦСКБ-Прогресса», рынок запусков космических аппаратов «легкими» ракетами-носителями сейчас таков, что на нем хватит места и «Ангаре», и «Союзу». Причем, как в военных целях, так и в гражданских.

Полноценное использование новых российских легких ракет-носителей для доставки на околоземную орбиту полезных грузов, фактически, делает излишним дальнейшую кооперацию отечественных ракетостроителей с украинскими КБ «Южное» и «Южмашем» в части совместного запуска РН «Днепр» и «Зенит» (хотя здесь, конечно, надо считать комплексную экономику этих проектов). Подобная тенденция, кстати, проявляется и во взаимоотношениях по поводу межконтинентальных баллистических ракет (МБР) как таковых. На вооружение России сейчас стоят более полусотни МБР «Воевода», сделанных еще в советское время на «Южмаше» и надзор за техническим состоянием которых осуществляют специалисты КБ «Южное». Однако, уже в 2018 году начнется их замена на МБР «Сармат», разработку которых сейчас заканчивает российский государственный ракетный центр имени Макеева.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video