Контролю и надзору дали карту

Проект “дорожной карты” по реформе контрольно-надзорной деятельности госорганов будет окончательно сформирован на этой неделе на совещаниях в Белом доме — по нему сохраняются лишь технические разногласия. Законопроект Минэкономики на эту же тему, который станет частью “дорожной карты”, предполагается принять уже в июне 2016 года. На практике дискуссия идет уже не об идеологии реформы, предполагающей введение риск-ориентированного надзора и контроля бизнеса, а о скорости ее проведения.

Как стало известно “Ъ”, проект “дорожной карты” по реформе контрольно-надзорной деятельности (КНД) госорганов до конца этой недели будет доработан на совещаниях в Белом доме — по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева он должен быть внесен в правительство до 1 апреля (см. “Ъ” от 10 марта). Проект, как и таблица разногласий министра по делам “Открытого правительства” Михаила Абызова и Минэкономики по нему, есть в распоряжении “Ъ”. Из документов следует, что крупных разногласий по сути самой реформы у разработчиков больше нет, как и значимых вопросов по срокам исполнения ее “подготовительных” пунктов в 2016 году. Стороны расходятся в основном в технологии исполнения “дорожной карты” в 2016-2017 годах и в определении ответственных исполнителей. Кроме того, Минэкономики указывает, что исполнять “дорожную карту” с предложенной Михаилом Абызовым интенсивностью не всегда возможно в условиях 10%-ного сокращения кадров министерства: может просто не хватить чиновников.

Вчера на конференции по устранению административных барьеров в ходе Недели российского бизнеса замглавы Минэкономики Олег Фомичев подтвердил, что ведомство планирует доработать проект закона о КНД, который не будет рамочным, в апреле-мае 2016 года — с тем, чтобы в июне, в конце весенней сессии, он мог быть принят Госдумой.

Работу над законопроектом по поручению главы аппарата правительства Сергея Приходько ведет межведомственная рабочая группа под руководством Михаила Абызова. При этом закон о КНД, принятие которого будет частью “дорожной карты”, как предполагается, не будет иметь “рамочного” характера и будет согласован с основными мероприятиями “карты” — в частности, он предполагает унификацию методов, способов и форм реализации КНД и показателей эффективности работы госструктур в этой сфере. По данным “Ъ”, последние девять месяцев структуры “Открытого правительства” и бизнес-объединения готовили “дорожную карту” совместно, а часть их, как Торгово-промышленная палата, уже согласовали проект полностью. Глава ХК “Металлоинвест” Андрей Варичев, курирующий тему в РСПП, представил вчера на конференции доклад о КНД, уже созданный в логике реформы,— документ сконцентрирован на обязательных требованиях к бизнесу и на риск-ориентированном подходе при проведении госконтроля.

Таким образом, одна из самых “тяжелых” реформ, дискуссии о которой велись правительством с середины 2000-х и практическая подготовка к которой началась в очередной раз в 2015 году, имеет все шансы стартовать крайне быстро. “Дорожная карта” предполагает, что комиссия правительства по админреформе создаст подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций ФОИВ — она будет вести мониторинг исполнения плана. На первом этапе реформа будет выглядеть как подготовка к переходу с 2017 года на новую систему КНД нескольких ведомств — в том числе МЧС, Роструда, Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Они должны будут определить схему отнесения проверяемых юрлиц и физлиц к классам или категориям риска (опасности) и единые для всех виды, частоту и способы надзора и контроля, применяемые к ним в зависимости от категории. Одновременно все федеральные ведомства должны будут создать общий реестр госфункций, реализуемых в КНД, и способов ведения контроля. В едином реестре проверок юрлиц и физлиц невозможно будет зафиксировать “нестандартную” проверку. Новшеством “дорожной карты” будет фиксация в КоАП (еще до появления разрабатываемой новой версии кодекса) принципа обязательного “первого предупреждения” (без наложения штрафа и прочих санкций) по большей части нарушений регулятивных норм. В 2017 году, когда закон о КНД уже будет действовать, предполагается перевод на унифицированную систему всех федеральных проверяющих, затем — региональных и муниципальных. Как и многие последние реформы Белого дома, реформа КНД во многом основана на идеях “электронного правительства” и IT-интеграции деятельности ведомств.

Хотя за бортом “дорожной карты” осталась часть дерегуляционных инициатив бизнеса, в случае успешной ее реализации по крайней мере некоррупционная часть деятельности госорганов будет на порядок более предсказуема. За бортом “дорожной карты” (кроме ФНС, ФТС и ЦБ) остается главный госорган, призванный осуществлять в РФ контроль за соблюдением законности,— Генпрокуратура. Кроме того, правительству придется актуализировать подзаконные акты, обязательные к исполнению бизнесом. Как выяснилось при работе над “дорожной картой”, при 130 видах госконтроля и 2 млн проверок ежегодно ведомства сейчас не в состоянии представить в краткие сроки даже исчерпывающий список нормативных актов, которым их поднадзорным необходимо соответствовать.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video