Уважаемый Сергей Сергеевич!
В СМИ появилась информация о направлении Вами в адрес Руководителя Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области письма с перечнем управляющих организаций, «некачественно оказывающих свои услуги собственникам жилых помещений многоквартирных домов», по причине отсутствия необходимого штата сотрудников, оборудования и уборочной техники.
Всем участникам рынка ЖКХ очень важно Ваше мнение и Ваше внимание к проблемам в ЖКХ г.Ульяновска.
Вместе с тем, аргументы и выводы, указанные в письме и опубликованные в прессе, вызывают сомнения в компетентности составителей данного обращения.
В качестве «нерадивых» управляющих компаний в публикации указаны 25 организаций. Вместе с тем, согласно последнему рейтингу УК, опубликованному в газете «Управдом» №18 от 10.03.15г., многие организации из этого списка являются одними из лучших в городе.
Среди них:
-ООО «УК Дом-сервис» – вторая в городе;
– ООО «УК КПД-1» – занимает 4-ю строку рейтинга;
– ООО «Созвездие» и ООО «УК Парк» – 5-ю строку;
– ООО «УК Содружество» – шестая строка.
Необходимо отметить, что данные рейтинги составляет Комитет ЖКХ города Ульяновска, который является структурным подразделением администрации города, а Газета «Управдом», где они регулярно публикуются, это официальное муниципальное издание. В связи с этим, не совсем понятно кому в данном случае верить, главе города или Комитету ЖКХ?
- Одним из аргументов «некачественного оказания услуг» данными организациями, явилось «отсутствие оборудования и уборочной техники». Между тем в соответствии с Постановлением Правительства РФ №416 от 15.05.2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами. Согласно п.2 данных Правил, под деятельностью по управлению МКД понимается выполнение стандартов. Данные стандарты перечислены в разделе II данных Правил. Перечисленные в прессе доводы, касающиеся оборудования, техники и пр., не входят в перечень стандартов, которыми обеспечивается надлежащее оказание услуг по управлению МКД. Управляющие организации вправе выполнять обслуживание жилого фонда своими силами или в рамках заключенных договоров подряда.
- Что касается кадров: в соответствии со ст. 202 ЖК РФ, практически все руководители и часть персонала перечисленных в письме организаций успешно сдали квалификационный экзамен, получили аттестаты для оформления в дальнейшем лицензий. По нашим данным из 25 организаций, указанных в письме, лишь одно предприятие не подало заявление на получение лицензии (ООО «Арсенал»), так как эта организация передает жилой фонд другой управляющей организации.
- По поводу информации о задолженности управляющих организаций перед поставщиками ТБО необходимо дать следующие пояснения.
Задолженность за вывоз и утилизацию ТБО формируется из общего долга населения за жилищно-коммунальные услуги. Сегодня более 55% долгов злостных неплательщиков за жилищно-коммунальные услуги, это долги нанимателей муниципального жилого фонда. Собственником данного фонда является муниципалитет г.Ульяновска, который в соответствии со ст.30 ЖК РФ в конечном итоге, несет бремя содержания за жилое помещение . Вместе с тем, муниципалитет , как собственник в соответствии со ст.65 ЖК РФ имеет право требовать своевременного внесения нанимателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги. К сожалению, никаких действий для ликвидации гигантских долгов нанимателей, муниципалитет сегодня не предпринимает и долги растут.
- Письмо и информация в СМИ, размещенная на основании данного письма появились в период прохождения проверок и получения управляющими организациями лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД (ФЗ №255). Из этого следует очевидное предположение, что целью обращения с указанным письмом в надзорный орган является попытка прямо или косвенно вмешаться в процесс лицензирования управляющих организаций и повлиять на результаты получения лицензий данными организациями.
Однако, в соответствии со ст.192 главы 19 ЖК РФ основанием для выдачи лицензии (разрешения) на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является решение лицензионной комиссии субъекта РФ (ст. 201).
В соответствии со ст.193 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора субъекта РФ (Инспекция), обязан выдать лицензию после проведения проверки на соответствие управляющей организации лицензионным требованиям (ст.193 ЖК РФ):
– регистрация соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
– наличие у должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
– отсутствие у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
– отсутствие в федеральном реестре лиц информации о должностном лице соискателя лицензии;
– отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной соискателю лицензии;
– соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации.
Считаю необходимым подчеркнуть, что процесс лицензирования направлен в первую очередь на систематизацию и упорядочение участников рынка ЖКХ услуг, а факт получения лицензии не означает получения управляющими организациями индульгенции навечно. С получением лицензии управляющие организации попадают под действие лицензионного контроля (ст. 196 ЖК РФ), который введен с конечной целью улучшения качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
К сожалению, приходится констатировать, что данная в письме оценка деятельности указанных 25 управляющих организаций является необоснованной и недостоверной. Это искажает реальную ситуацию, сложившуюся на рынке услуг ЖКХ и отрицательно сказывается как на деловой репутации управляющих организаций, так и на репутации деятельности органов местного самоуправления.
В заключении необходимо отметить, что в соответствие со ст.165 ЖК РФ, «органы местного самоуправления должны обеспечивать равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм в целях создания условий для управления многоквартирными домами».
Профессиональное сообщество рынка ЖКХ считает, что бороться нужно не со следствиями, а с причинами сегодняшних проблем в сфере ЖКХ. Львиная доля этих проблем создана несовершенным, а подчас и просто разрушительным для отрасли существующим федеральным законодательством, на которое накладывается некомпетентность и непрофессионализм регионального и муниципального уровня. В этих условиях только тесное сотрудничество и взаимопомощь властей всех уровней и участников рынка позволит нам улучшить качество, эффективность и безопасность жилищно-коммунальных услуг для населения г. Ульяновска и области.
С искренним уважением,
Член Лицензионной Комиссии Ульяновской области,
директор НП «СРО «Симбирский дом» Николаев Г.А.