Кто учтет жилищный фонд, а заодно и расходы на его содержание

594b28b1aa173bd4e912914f2e89163731 марта в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось заседание общественного совета при Росстате, где обсуждались вопросы формирования официальной статистической информации о наличии, благоустройстве и движении жилищного фонда в условиях отсутствия нормативно-правового регулирования государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации.

В совещании приняли участие руководитель Росстата Александр Суринов, председатель Комитета ТПП РФ по вопросам предпринимательства в сфере ЖКХ Андрей Широков, председатель Экспертного совета при Комитете ТПП РФ по вопросам предпринимательства в сфере ЖКХ Александр Вербицкий, председатель комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ и социальной инфраструктуре Игорь Шпектор, президент Центра моделирования стратегического развития Союн Садыков, представители ГЖИ и СМИ.

Глава управления статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства Росстата Нина Власенко сообщила, что в настоящее время отсутствует уполномоченный орган исполнительной власти, обладающий в полном объеме информацией по первичному учету жилья, поскольку нормы, заложенные в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в части технического учета жилищного фонда, технической инвентаризации и паспортизации, на практике не реализуются.

Прекращение действий нормативной базы технического учета путем введения норм, регулирующих кадастровый учет, привело к значительной потере информации, необходимой для исполнения бюджетных обязательств и принятия управленческих решений, направленных на развитие сферы ЖКХ, улучшение жилищных условий населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, органами власти всех уровней.

По состоянию на 31 декабря 2013 года информация о наличии и движении жилищного фонда во всех субъектах РФ собрана не по полному кругу единиц учета. Частный жилищный фонд наблюдением не охвачен. По городу Санкт-Петербургу данные полностью отсутствуют.

Удивительно, на основании какой информации берут данные Минфин, Минздрав, МЧС и другие государственные структуры. На основании каких данных ведется реализация программ капитального ремонта, переселения из аварийного и ветхого жилья, если никто не предоставляет данные в Федеральный статистический орган.

Росстат уже обращался с запросами к вице-премьеру Дмитрию Козаку, представителям Госстроя, министерств строительства, регионального и экономического развития. Сколь-нибудь внятных ответов представители Кабмина не дают с 2012 г. Местные власти в ответ на запросы федеральной службы тоже разводят руками: по частному фонду они не работают, по государственному – не располагают информацией. Парадоксальная, по словам Нины Власенко, ситуация сложилась в Санкт-Петербурге: там профильные комитеты не считают возможным предоставить информацию по количеству и состоянию жилищ с 2013 г.

«Чтобы уточнить ситуацию на местах, – рассказал Игорь Шпектор, – перед совещанием я специально позвонил в ряд городов, в том числе в Воркуту, и выяснил, что соответствующие статистические данные у руководителей городов отсутствуют. Связано это с тем, что во время ликвидации БТИ, занимавшимся в то время статистикой в системе ЖКХ, вся информация была передана на уровень местного самоуправления. Но сегодня она не является достоверной, так как устарела. Поэтому я доложил Владимиру Владимировичу Путину, что нам нужно провести инвентаризацию жилого фонда. Моим главным аргументом было то, что сегодня ни у кого нет данных: сколько ветхого, аварийного жилья, сколько нужно перевести из аварийного в ветхое и сколько новых домов надо построить. Госкомстат эти данные не получает. Кадастровая палата собирает данные по вновь вводимому жилью. А что же делать с теми домами, которые есть? Что делать с неприватизированным и частным жильем – оно вообще полностью не учтенное».

Такое же положение, подчеркнул Игорь Шпектор, и в системе коммуникаций. Никто не знает сегодня, сколько сетей, тепла, воды, какая аварийность, какое качество воды поступает с водозаборов и потом поставляется потребителю. Это все статистические данные, которые должны быть, но их, к сожалению, нет. На уровне МСУ нет обязанности вести такой учет и предоставлять данные в Росстат.

Участники совещания отметили, что разрушена государственная система. Минрегион что-то собирал, работая неудовлетворительно и некачественно, и передал это Минстрою. Сегодня Минстрой, по словам заместителя директора Департамента ЖКХ Олеси Лещенко, готовит приказ о проведении мониторинга. Но никакой мониторинг не заменит статистику, он должен основываться именно на статистических данных.

«Я не понимаю, как министр экономического развития Улюкаев рассчитывает бюджет, связанный с жильем, не имея конкретных статистических данных», – удивляется председатель комитета ТПП по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. По его мнению, изменения в жилищном законодательстве необходимо начинать с основ. У нас нет многоквартирного дома как объекта недвижимости. И если у него меняется собственник, у Росстата не будет информации. Или возьмем термин «доступное жилье». У нас даже нет статистического понятия, что такое доступное жилье – надо сравнивать различные экономические факторы».

Широкова поддержал и его коллега по комитету Александр Вербицкий: «Мы предложили депутатам Думы законодательно признать многоквартирные дома объектами недвижимости». По его мнению, определенность в собственниках поможет создать работающую правовую базу: «Мы продолжаем оперировать советским понятием «капитальный ремонт». Принятый сейчас закон – авантюра. Если собственники содержат свой дом, проводят своевременную замену оборудования, зачем им нужен капитальный ремонт? Вот, скажем, сделали у меня дома капитальный ремонт – я и дальше должен платить?»

Мы оказались в сложной ситуации. Статистика не может быть основана на мониторинге. Если министерства используют такие методы, это грустно, сообщил о своем видении проблемы руководитель Росстата Александр Суринов. По его словам, ведомство готово нести обязанности по сбору информации: «У нас нет надзорных функций, мы не кровожадные. Но хотелось бы все-таки получать качественную и достоверную информацию, быть ближе к истине». Единственное, что нужно Росстату сейчас, – слаженная работа местных и федеральных властей по сбору информации: «Мы не ретрограды, статистика может быть представлена как на бумаге, так и в электронном виде, но это должен быть официальный документ. А у местных властей информации нет. Если, не дай бог, сель или пожар – то где статистика? Меня удивляют такие мэры». «Должен быть технический учет, должен быть в стране порядок», – подытожил глава Росстата.

В итоге участники совещания пришли к общему мнению, что нужно провести серию встреч, в ходе которых разработать системы – что должно входить в Госстатистику. Затем выйти на Правительство Российской Федерации, чтобы появился соответствующий закон, который обязывал бы органы местного самоуправления нести персональную ответственность перед органами БТИ, которые нужно вводить.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video