Офшорная аристократия остается

Российским госкомпаниям могут разрешить не возврашать свои «дочки», работающие за рубежом
Российский крупный бизнес в шоке от того, что скоро придется возвращать свои зарубежные «дочерние» компании на родину. Речь идет о поручение правительству в ноябре «разработать и утвердить критерии» о возврате российского крупного бизнеса и его «дочерних» подразделений в российскую юрисдикцию, которое президент Владимир Путин отдал в мае нынешнего года. Это один из пунктов поручения президента «О дополнительных мерах по стимулированию экономики».

Не секрет, что практически все российские компании, а не только крупный бизнес, имеют своих «дочек» за рубежом, причем – большинство в офшорах. И государство зачастую не знает, кто фактически является их владельцем. Можно вспомнить, к примеру, как в 2011 году после взрыва в аэропорту Домодедово даже тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву долго не могли доложить, кто владеет этим предприятием. Такие сведения тоже были надежно укрыты в офшорах.

К тому же, именно в офшорные «дочки» рекой утекает из России капитал. Кстати, на днях Центробанк поднял свой прогноз по оттоку капитала в этом году со 100 до 128 млрд долларов.

Именно для того, чтобы устранить такую ненормальную ситуацию в отечественной экономике, президент и издал указ. Но надо было предполагать, что не только крупный, но и весь российский бизнес создаст мощное лобби в правительстве, чтобы противостоять этому. Так оно и случилось.

Как результат – сегодня даже правительство советует президенту не закрывать крупным российским компаниям путь за рубеж. По мнению чиновников, обязательное требование для компаний и их «дочек» регистрироваться в российской юрисдикции должно распространяться только на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Такие предложения звучат в письме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), которое отправлено в адрес президента. В РСПП считают, что предприятия нужно привлекать на родину не запретом, а повышением удобства ведения бизнеса. И правительство, которое ознакомилось с этим письмом, рекомендует президенту прислушаться к предложениям предпринимателей.

Как рассказали высокопоставленные источники в правительстве агентству РБК, для них этот пункт оказался неожиданным, потому что никаких предварительных обсуждений не проводилось. И как сказал один из правительственных чиновников, определить «критерии возврата» без больших рисков для отечественной экономики оказалось невозможно. Потому что запрет распространится на все крупнейшие российские компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, такие как «Газпром», «Роснефть», АЛРОСА, «Совкомфлот», «Аэрофлот» и прочие.

Борьба с офшорной тенью

Однако непонятно почему для правительства подобный указ президента стал неожиданностью. Ведь практически все госпредприятия имеют «дочек» в офшорах, а о необходимости мер по ограничению возможностей перевода денег в офшоры Путин говорил во время бюджетного послания еще в прошлом году. Тогда президент призывал правительство к созданию определенных налоговых условий для того, чтобы инвесторам было выгоднее вкладывать деньги в российскую экономику, чем «прятать где-то на островах или тратить на предметы роскоши».

А началась борьба Путина с офшорами еще в декабре 2011 года, когда еще будучи премьер-министром он потребовал от всех госкомпаний в двухмесячный срок провести «проверки на наличие связей с офшорами». Это касалось и крупнейших компаний энергетического сектора – «Газпрома», «Роснефти» и «Транснефти», руководство которых должно «заканчивать с офшорным наследием» и доложить о принятых мерах.

О том, насколько это реально, рассказывал тогда в интервью автору этих строк главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.

– Выводить финансовые компании в офшоры – это не российское изобретение, многие зарубежные компании имеют финансовых «дочек» в офшорах. Вопрос в том, какая часть доходов компаний идет через офшоры, а какая попадает под национальную юрисдикцию для налогообложения.

Другой вопрос, куда вкладывается прибыль, полученная компаниями через офшоры? Это напрямую зависит от инвестиционного климата в России. Пока компании, в том числе и государственные, не торопятся вкладывать деньги в российскую экономику. Играет свою роль плохой инвестиционный климат в стране: отсутствие перспективных проектов, высокое налогообложение производства, излишнее бюрократическое давление на бизнес и так далее.

«СП»: – Можно ли заставить компании вывести деньги из офшоров по указанию главы правительства?

– Сначала правительство должно улучшить инвестиционный климат, а потом требовать «возврата» и офшоров. Если компании увидят не пустые заявления, а реальное улучшение условий для ведения бизнеса, они сами пойдут навстречу. В частности, в России до сих пор возникают разговоры о национализации незаконно приватизированных предприятий. Поэтому бизнесмены попросту опасаются потерять активы, если выведут их из офшоров. И если власти заявляют, что сначала компании должны вывести деньги в Россию, а нормальные условия для их работы оно будет создавать уже потом, то это выглядит трудноосуществимым на деле.

«СП»: – Значит, это все-таки реально, просто нужно действовать не в приказном порядке?

– Офшор – понятие для бизнеса чисто техническое. Например, многие финансовые «дочки» американских транснациональных корпораций зарегистрированы по всему миру. Но если они видят выгодные проекты на территории США, то инвестируют в них без всякого принуждения со стороны правительства. Офшоризация российских компаний – самая высокая в мире, но здесь нужно иметь ввиду, что деньги за границей в основном просто лежат на счетах в банках без толку, а не инвестируются. И если правительство создаст условия для инвестиций, то финансы охотно вернутся в страну. Нужно чтобы объявленная правительством индустриализация экономики была нацелена на развитие инфраструктуры и мобильного рынка труда, что тоже весьма важно для инвесторов. Существуют и многие другие практические меры, которые нацелены на облегчение ведения бизнеса в России, и на перестройку структуры российской экономики. А просто заставить волевым решением перевести деньги из офшоров не получится, к тому же, для экспортных компаний иметь финансовую «дочку» в Европе просто необходимо.

Офшоры для бизнеса – необходимость

Предлагая отменить полный запрет на регистрацию «дочек» российских компаний за границей, РСПП и правительство пытаются смягчить майское поручение президента. По словам источника РБК в правительстве, все предложения РСПП уже включены в проект доклада правительства президенту. Они поддержаны главой Минэкономразвития Алексеем Улюкаевым, который свое мнение уже доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву, рассказал собеседник в правительстве. Доводы чиновников, которые считают, что обязательный перевод компаний и их «дочек» в российскую юрисдикцию может иметь негативные последствия для экономики, обоснованны, полагает главный экономист Центра развития ВШЭ Валерий Миронов.

К тому же, в конце мая кабмин утвердил «Основные направления налоговой политики на 2014–2016 год», в которых говорится о «соглашениях об обмене информацией о налоговых резидентах между Россией и офшорными юрисдикциями». И после того как президент подпишет закон о раскрытии конечного бенефициара, Россия, как и другие государства-члены «восьмерки», предложит национальный план борьбы с офшорами. «Все, естественно, в рамках разумного и не нарушая действующие принципы и нормы», – пообещал президент Путин.

Президента радует, что деофшоризация и борьба с офшорами – проблема не только российской экономики, но и всего мира. «Собственно говоря, мы это так себе и представляли, но то, что британское председательство возьмет как бы эстафетную палочку в свои руки и пойдет впереди, будет вести за собой всех остальных участников дискуссии, меня это очень порадовало», – заявил глава государства на заседании «восьмерки», добавив, что под юрисдикцией Великобритании находится ряд офшорных зон.

Константин Бабкин – президент ЗАО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш», «дочерние» компании которой тоже находятся за рубежом, так прокомментировал эту ситуацию.

– Речь идет о компании «Ростсельмаш» ассоциации «Росагромаш», которая входит в пятерку крупнейших мировых производителей комбайнов и сельскохозяйственной техники. Так как мы имеем дело с зарубежными партнерами, то невозможно пользоваться для этого просто юридическим лицом, и им проще работать с нами напрямую, поэтому мы имеем «дочки» за рубежом. Нам нужно каждый день вести тысячи операций с западными партнерами, и трудно это делать из российской юрисдикции. Но здесь нужно делать разграничение между офшорными и нормальными «дочерними» компаниями, расположенными на западных территориях.

«СП»: – Что вы имеете в виду?

– Например, не нужно позволять тому же государственному «Аэрофлоту» пользоваться офшорами, даже если он и летает в Европу. Вполне можно зарегистрировать зарубежные «дочки» в тех странах, куда он летает. В принципе, это отработанная методика, в той же Америке насчитывается около 15 государств, которые отнесены к офшорам. И если компания имеет там «дочернее» предприятие, то она сразу попадает под подозрение контрольных органов и имеет головную боль в виде массы проверок. И нашим властям нужно внимательно проверять те компании, которые имеют «дочек» на тех же Британских Вирджинских островах или на Кипре. Я бы усиливал контроль за госкомпаниями, имеющими «дочерние» предприятия в офшорах более грамотно, а не простым запретом иметь «дочки» за рубежом.

«СП»: – То есть, дело в том, куда идут деньги, заработанные компаниями за рубежом? Либо они приходят в Россию, и пополняют налоговую базу бюджета, либо тратятся на предметы роскоши – яхты и дворцы на Западе.

– Есть такой имидж у госкомпаний, что деньги из их офшорных «дочек» утекают не в сторону российского бюджета. Конечно, нужно наводить здесь порядок, но не такими методами, как тупой запрет иметь «дочки» в любых западных странах. Ну а насчет офшорных «дочек», государство, конечно, должно знать их бенефециаров, особенно это относится к госкомпаниям. Это я поддерживаю полностью.

«СП»: – Значит, нам нужно улучшать инвестиционный климат и условия ведения бизнеса, а не заставлять компании возвращаться в России в приказном порядке, так?

– Немного не так. Улучшать инвестиционный климат в России – да. Но нужно стимулировать компании вести прозрачный бизнес по отношению к государству, как к собственнику, где бы не находились его зарубежные «дочерние» компании. А в таких «мутных» офшорах, как Британские Вирждинские острова, компании должны вести свой бизнес только с разрешения государства.

Олег Гладунов,  Фото: ТАСС/EPA

Источник – http://svpressa.ru/economy/article/103694/

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video