Интеграция России в мировое хозяйство сопровождается тотальными преобразованиями национальной экономики и ее институтов. Мы являемся свидетелями различного рода реформ: собственности; банковской, финансовой и налоговой систем; отраслей экономики. Наиболее ощутимы обществом реформы электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и др.
Цели национальной системы квалификаций
Большинство осуществляемых преобразований является следствием подписанных ранее, еще М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, межправительственных и межгосударственных соглашений.
Ярким примером служит реформа образования, следствием которой является введение в соответствии с Болонским соглашением ЕГЭ; переход высших и средних образовательных учреждений к подготовке новых для российского рынка труда субъектов социально трудовых отношений – бакалавров и магистров вместо традиционно выпускаемых специалистов; укрупнение и сокращение числа вузов путем создания федеральных (по количеству федеральных округов) и национальных исследовательских университетов в форме консорциумов, включающих высшие, средние и начальные учреждения профессионального образования, и др.
Не менее масштабные изменения принесла реформа ЖКХ.
Безусловно, к обязательствам, вытекающим из межгосударственных документов, примешивается специфика деятельности отечественных чиновников, которые ради реализации этих обязательств доводят, порой, дело до абсурда, используя при подготовке и утверждении соответствующих нормативных правовых документов зарубежные аналоги, не задумываясь о том, что требования, которые в них изложены, как правило, «не приживаются» в нашей стране в силу целого ряда объективных и субъективных причин.
В этих условиях при обилии возникающих изменений гражданско-правовых отношений для основной массы работающего населения оказалась в тени общественного обсуждения стартовавшая в нашей стране в середине прошлого десятилетия реформа социально-трудовых отношений, базирующаяся на системе квалификаций, основу которой составляют классификаторы профессий и квалификаций (ЕТКС, ЕКС и др.).
Погруженные же в нее специалисты отмечают, что в содержательном, нормативно-правовом и методическом плане она оказалась наиболее подготовленной и вариативной с точки зрения верификации имеющейся практики формирования современных социально-трудовых отношений в зарубежных странах.
Формирование Национальной системы квалификаций, способной обеспечить подготовку специалистов, квалификационный уровень которых будет соответствовать современным запросам рынка труда, в условиях осуществляемой в стране технологической революции и перезагрузки экономики как основы роста производительности труда предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Создание национальной системы квалификаций продиктовано тем, что:
- имеющиеся сегодня квалификации не всегда соответствуют изменяющейся ситуации на рынке труда (появилось много новых производств, материалов, технологий, профессий, специальностей);
- квалификационные требования, прописанные в классификаторах профессий и квалификаций, во многом устарели, не содержат современных требований к знаниям, умениям и профессиональным компетенциям работников. Классификаторы используются в целях классификации информации и не могут служить основой для разработки федеральных образовательных стандартов и программ.
Имеющийся сегодня разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях, вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его «доучивание» на месте.
Значимость формирования в России современной системы квалификаций подтверждена созданием Указом Президента РФ от 16.04.2014 № 249 Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Основными задачами Совета являются:
а) разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;
б) координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
в) проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в т. ч. по указанию Президента РФ, включая экспертизу проектов поручений Президента РФ по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;
г) проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;
д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;
е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;
ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.
Национальная система квалификаций представляет собой современный механизм регулирования социально-трудовых отношений, состоящий из:
- национальных уровней квалификаций;
- профессиональных стандартов;
- федеральных образовательных стандартов и программ дополнительного профессионального образования;
- системы оценки результатов образования и сертификации.
Национальные уровни квалификаций
В целях разработки проектов профессиональных стандартов наряду с другими документами, определяющими порядок разработки профессиональных стандартов, Национальные уровни квалификаций утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 148н.
Профессиональные стандарты
Разработка профессиональных стандартов для всех отраслей национальной экономики регламентируется Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», ст. 1951 ТК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, которые определили сроки и правила их разработки, утверждения и применения.
Профессиональный стандарт – это документ, который, в отличие от отраслевых квалификационных характеристик, отвечает по структуре и содержанию требованиям системы международных стандартов по качеству ISO 9000 и должен быть ориентирован на требования сегодняшнего дня и перспективу.
Профессиональный стандарт фиксирует:
- описание структуры (или классификацию) профессий, должностей и специальностей в отрасли или сегменте отрасли;
- нормы, принципы, правила и другие требования осуществления этих видов практической деятельности;
- описание квалификации и компетенций, необходимых для осуществления устойчивого набора функций в современных процессах трудовой деятельности. Эти наборы функций определяют специфику профессии, специальности или должности.
В этой ситуации профессиональный стандарт начинает выполнять функцию базы профессиональных знаний.
Основной целью разработки профессиональных стандартов является создание государственной системы управления трудовыми ресурсами, качеством труда и регулирования трудовых отношений.
В основе разработки профессиональных стандартов для жилищно-коммунального хозяйства лежит профессиональная структура отрасли, базирующаяся на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда в подотраслях ЖКХ и определяющем подотраслевые группы профессий, а внутри них – выделение соответствующих специальностей.
При формировании перечня профессиональных стандартов для специалистов отрасли учитывается, что существуют профессии, общие для нескольких отраслей («сквозные» профессии – менеджеры, юристы, бухгалтеры и пр.), а также общие для подотраслей ЖКХ (специалист по ценообразованию, специалист по абонентному обслуживанию и др.)
Жилищно-коммунальное хозяйство как область профессиональной деятельности отличается рядом особенностей, которые имеют существенное значение при разработке профессиональных стандартов.
Особенности отрасли объясняются:
- характером ее конечной продукции, которая всегда направлена конкретному потребителю. При этом у производителя нет возможности для ее накопления, а у потребителя – для ее перепродажи.
- отнесением продукции организаций ЖКХ к особому публичному, общественно значимому виду потребительских благ, так как без любого из коммунальных ресурсов (услуг) невозможно обеспечить комфортные условия проживания в современном жилище и нахождение в офисе или другом обитаемом помещении.
Пример
Когда мы пользуемся водой из централизованной системы водоснабжения на кухне или в ванной (открываем кран), то одновременно осуществляются три этапа: ресурсоснабжающая организация производит забор воды из источника, ее очистку и подачу в систему хозяйственно-питьевого водоснабжения путем создания необходимо давления в сети (производство); потребитель, открыв кран, пользуется водой (реализация и потребление). До тех пор, пока не открыт кран, потребление отсутствует.
Аналогичное происходит и с продукцией предприятий электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, т.е. коммунальные ресурсы (услуги) всегда оказываются непосредственно тем, кто их потребляет
Информационную основу формирования профессиональной структуры областей профессиональной деятельности «Водоснабжение и водоотведение», «Коммунальное теплоснабжение», «Управление многоквартирными домами» и других в виде перечня ключевых профессий составляют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – ОКВЭД, ЕТКС, ЕКС, ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО и др.
Анализ этих документов позволяет сформировать состав достаточно распространенных в организациях жилищно-коммунального хозяйства должностей руководителей, специалистов и рабочих по наиболее значимым видам профессиональной деятельности с распределением их по квалификационным уровням.
В 2013 г. для работников ЖКХ разработаны, утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России 18 профессиональных стандартов:
- Специалист по управлению многоквартирным домом.
- Специалист по эксплуатации муниципальных линий электропередач.
- Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
- Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения.
- Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления.
- Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода.
- Специалист по эксплуатации станций водоподготовки.
- Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений.
- Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения.
- Специалист по эксплуатации котлов работающих на газообразном, жидком топливе и электронагреве.
- Специалист по эксплуатации котлов работающих на твердом топливе.
- Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей.
- Специалист по эксплуатации лифтового оборудования.
- Специалист по абонентному обслуживанию потребителей.
- Специалист по ценообразованию в ЖКХ.
- Специалист по эксплуатации многоквартирных домов.
- Специалист по управлению жилищным фондом.
- Специалист по эксплуатации лифтов.
Информацию о них можно найти на сайте Минтруда России.
В этой связи возникает вопрос о статусе данных документов. Обратимся к нормам Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».
Определение профессионального стандарта закреплено в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Из данной нормы следует, что законодателем в Трудовом кодексе РФ предусмотрена необходимость, т. е. обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений. Из части 2 названной статьи не следует рекомендательный характер применения профессиональных стандартов или какие-либо исключения из него.
Этот вывод также подтверждается и ст. 57 ТК РФ. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).
Для справки
Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Статья 57 ТК РФ
То есть в том случае, если по занимаемой должности существуют, например, требования к образованию работника, то это относится к ограничениям. Следовательно, неприменение профессиональных стандартов будет нарушением федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.
На обязательный характер профессиональных стандартов указывает и п. 25 постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Таким образом, до внесения каких-либо изменений в Трудовой кодекса РФ из действующих норм права следует, что применение профессиональных стандартов является обязательным.
Журнал “ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера”, № 09, 2014
Автор: Л.Н. Чернышов, д-р экон. наук, профессор, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям
Источник – http://www.gkh.ru/journals/9469/95644/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=33340011