Формирование отраслевой системы квалификаций в ЖКХ

жкх-285x200Интеграция России в мировое хозяйство сопровождается тотальными преобразованиями национальной экономики и ее институтов. Мы являемся свидетелями различного рода реформ: собственности; банковской, финансовой и налоговой систем; отраслей экономики. Наиболее ощутимы обществом реформы электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и др.

Цели национальной системы квалификаций

Большинство осуществляемых преобразований является следствием подписанных ранее, еще М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным, межправительственных и межгосударственных соглашений.

Ярким примером служит реформа образования, следствием которой является введение в соответствии с Болонским соглашением ЕГЭ; переход высших и средних образовательных учреждений к подготовке новых для российского рынка труда субъектов социально трудовых отношений – бакалавров и магистров вместо традиционно выпускаемых специалистов; укрупнение и сокращение числа вузов путем создания федеральных (по количеству федеральных округов) и национальных исследовательских университетов в форме консорциумов, включающих высшие, средние и начальные учреждения профессионального образования, и др.

Не менее масштабные изменения принесла реформа ЖКХ.

Безусловно, к обязательствам, вытекающим из межгосударственных документов, примешивается специфика деятельности отечественных чиновников, которые ради реализации этих обязательств доводят, порой, дело до абсурда, используя при подготовке и утверждении соответствующих нормативных правовых документов зарубежные аналоги, не задумываясь о том, что требования, которые в них изложены, как правило, «не приживаются» в нашей стране в силу целого ряда объективных и субъективных причин.

В этих условиях при обилии возникающих изменений гражданско-правовых отношений для основной массы работающего населения оказалась в тени общественного обсуждения стартовавшая в нашей стране в середине прошлого десятилетия реформа социально-трудовых отношений, базирующаяся на системе квалификаций, основу которой составляют классификаторы профессий и квалификаций (ЕТКС, ЕКС и др.).

Погруженные же в нее специалисты отмечают, что в содержательном, нормативно-правовом и методическом плане она оказалась наиболее подготовленной и вариативной с точки зрения верификации имеющейся практики формирования современных социально-трудовых отношений в зарубежных странах.

Формирование Национальной системы квалификаций, способной обеспечить подготовку специалистов, квалификационный уровень которых будет соответствовать современным запросам рынка труда, в условиях осуществляемой в стране технологической революции и перезагрузки экономики как основы роста производительности труда предусмотрено Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Создание национальной системы квалификаций продиктовано тем, что:

  • имеющиеся сегодня квалификации не всегда соответствуют изменяющейся ситуации на рынке труда (появилось много новых производств, материалов, технологий, профессий, специальностей);
  • квалификационные требования, прописанные в классификаторах профессий и квалификаций, во многом устарели, не содержат современных требований к знаниям, умениям и профессиональным компетенциям работников. Классификаторы используются в целях классификации информации и не могут служить основой для разработки федеральных образовательных стандартов и программ.

Имеющийся сегодня разрыв между потребностями рынка труда и уровнем профессионального образования, получаемого в образовательных учреждениях, вынуждает работодателей либо долго ждать адаптации молодого работника, не получая ожидаемого трудового эффекта, либо вкладывать дополнительные средства в его «доучивание» на месте.

Значимость формирования в России современной системы квалификаций подтверждена созданием Указом Президента РФ от 16.04.2014 № 249 Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации. Основными задачами Совета являются:

а) разработка предложений Президенту РФ по определению приоритетных направлений государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров;

б) координация деятельности органов государственной власти Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений) и ассоциаций, общественных объединений, образовательных, научных и иных организаций по созданию и развитию системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

в) проведение экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в т. ч. по указанию Президента РФ, включая экспертизу проектов поручений Президента РФ по вопросам развития системы профессиональных квалификаций в Российской Федерации;

г) проведение экспертизы проектов профессиональных стандартов, подготовка экспертных заключений по ним и выработка предложений по совершенствованию профессиональных стандартов;

д) рассмотрение проектов федеральных государственных стандартов профессионального образования, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по их совершенствованию;

е) подготовка предложений по разработке классификатора (перечня) видов профессиональной деятельности и его последующей актуализации;

ж) содействие международному сотрудничеству в сфере развития национальных систем профессиональных квалификаций.

Национальная система квалификаций представляет собой современный механизм регулирования социально-трудовых отношений, состоящий из:

  • национальных уровней квалификаций;
  • профессиональных стандартов;
  • федеральных образовательных стандартов и программ дополнительного профессионального образования;
  • системы оценки результатов образования и сертификации.

Национальные уровни квалификаций

В целях разработки проектов профессиональных стандартов наряду с другими документами, определяющими порядок разработки профессиональных стандартов, Национальные уровни квалификаций утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 148н.

Профессиональные стандарты

Разработка профессиональных стандартов для всех отраслей национальной экономики регламентируется Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», ст. 1951 ТК РФ, а также постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, которые определили сроки и правила их разработки, утверждения и применения.

Профессиональный стандарт – это документ, который, в отличие от отраслевых квалификационных характеристик, отвечает по структуре и содержанию требованиям системы международных стандартов по качеству ISO 9000 и должен быть ориентирован на требования сегодняшнего дня и перспективу.

Профессиональный стандарт фиксирует:

  • описание структуры (или классификацию) профессий, должностей и специальностей в отрасли или сегменте отрасли;
  • нормы, принципы, правила и другие требования осуществления этих видов практической деятельности;
  • описание квалификации и компетенций, необходимых для осуществления устойчивого набора функций в современных процессах трудовой деятельности. Эти наборы функций определяют специфику профессии, специальности или должности.

В этой ситуации профессиональный стандарт начинает выполнять функцию базы профессиональных знаний.

Основной целью разработки профессиональных стандартов является создание государственной системы управления трудовыми ресурсами, качеством труда и регулирования трудовых отношений.

В основе разработки профессиональных стандартов для жилищно-коммунального хозяйства лежит профессиональная структура отрасли, базирующаяся на профессиональном разделении труда, отражающем производственно-технологическую сторону и функциональное содержание труда в подотраслях ЖКХ и определяющем подотраслевые группы профессий, а внутри них – выделение соответствующих специальностей.

При формировании перечня профессиональных стандартов для специалистов отрасли учитывается, что существуют профессии, общие для нескольких отраслей («сквозные» профессии – менеджеры, юристы, бухгалтеры и пр.), а также общие для подотраслей ЖКХ (специалист по ценообразованию, специалист по абонентному обслуживанию и др.)

Жилищно-коммунальное хозяйство как область профессиональной деятельности отличается рядом особенностей, которые имеют существенное значение при разработке профессиональных стандартов.

Особенности отрасли объясняются:

  • характером ее конечной продукции, которая всегда направлена конкретному потребителю. При этом у производителя нет возможности для ее накопления, а у потребителя – для ее перепродажи.
  • отнесением продукции организаций ЖКХ к особому публичному, общественно значимому виду потребительских благ, так как без любого из коммунальных ресурсов (услуг) невозможно обеспечить комфортные условия проживания в современном жилище и нахождение в офисе или другом обитаемом помещении.

Пример

Когда мы пользуемся водой из централизованной системы водоснабжения на кухне или в ванной (открываем кран), то одновременно осуществляются три этапа: ресурсоснабжающая организация производит забор воды из источника, ее очистку и подачу в систему хозяйственно-питьевого водоснабжения путем создания необходимо давления в сети (производство); потребитель, открыв кран, пользуется водой (реализация и потребление). До тех пор, пока не открыт кран, потребление отсутствует.
Аналогичное происходит и с продукцией предприятий электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, т.е. коммунальные ресурсы (услуги) всегда оказываются непосредственно тем, кто их потребляет

Информационную основу формирования профессиональной структуры областей профессиональной деятельности «Водоснабжение и водоотведение», «Коммунальное теплоснабжение», «Управление многоквартирными домами» и других в виде перечня ключевых профессий составляют общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – ОКВЭД, ЕТКС, ЕКС, ОКЗ, ОКПДТР, ОКСО и др.

Анализ этих документов позволяет сформировать состав достаточно распространенных в организациях жилищно-коммунального хозяйства должностей руководителей, специалистов и рабочих по наиболее значимым видам профессиональной деятельности с распределением их по квалификационным уровням.

В 2013 г. для работников ЖКХ разработаны, утверждены приказами Минтруда России и зарегистрированы в Минюсте России 18 профессиональных стандартов:

  1. Специалист по управлению многоквартирным домом.
  2. Специалист по эксплуатации муниципальных линий электропередач.
  3. Специалист по эксплуатации трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.
  4. Специалист по эксплуатации элементов оборудования домовых систем газоснабжения.
  5. Специалист по эксплуатации наружных газопроводов низкого давления.
  6. Специалист по эксплуатации насосных станций водопровода.
  7. Специалист по эксплуатации станций водоподготовки.
  8. Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений.
  9. Специалист по эксплуатации очистных сооружений водоотведения.
  10. Специалист по эксплуатации котлов работающих на газообразном, жидком топливе и электронагреве.
  11. Специалист по эксплуатации котлов работающих на твердом топливе.
  12. Специалист по эксплуатации трубопроводов и оборудования тепловых сетей.
  13. Специалист по эксплуатации лифтового оборудования.
  14. Специалист по абонентному обслуживанию потребителей.
  15. Специалист по ценообразованию в ЖКХ.
  16. Специалист по эксплуатации многоквартирных домов.
  17. Специалист по управлению жилищным фондом.
  18. Специалист по эксплуатации лифтов.

Информацию о них можно найти на сайте Минтруда России.

В этой связи возникает вопрос о статусе данных документов. Обратимся к нормам Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов».

Определение профессионального стандарта закреплено в ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Из данной нормы следует, что законодателем в Трудовом кодексе РФ предусмотрена необходимость, т. е. обязательность профессиональных стандартов без каких-либо ограничений. Из части 2 названной статьи не следует рекомендательный характер применения профессиональных стандартов или какие-либо исключения из него.

Этот вывод также подтверждается и ст. 57 ТК РФ. Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Для справки

Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Статья 57 ТК РФ

То есть в том случае, если по занимаемой должности существуют, например, требования к образованию работника, то это относится к ограничениям. Следовательно, неприменение профессиональных стандартов будет нарушением федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории России, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

На обязательный характер профессиональных стандартов указывает и п. 25 постановления Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Таким образом, до внесения каких-либо изменений в Трудовой кодекса РФ из действующих норм права следует, что применение профессиональных стандартов является обязательным.

 

Журнал “ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера”, № 09, 2014

Автор: Л.Н. Чернышов, д-р экон. наук, профессор, эксперт Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям

Источник – http://www.gkh.ru/journals/9469/95644/?utm_medium=email&utm_source=UniSender&utm_campaign=33340011

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video