Отпуск с протянутой рукой

Отпуск с протянутой рукойПочему российские турфирмы закрываются одна за другой, а туристы становятся заложниками зарубежных отельеров
Нынешний летний сезон стал для российской туристической отрасли более тяжелым, чем лето кризисного 2009 года, считают в Российском союзе туриндустрии. Туроператоры закрываются один за другим. Во вторник, 5 августа, очередной туроператор, компания «Интаэр», тесно сотрудничавшая с недавно закрывшимся «Лабиринтом», заявила о приостановке своей деятельности. Тем временем, на сайте компании до сих пор висит рекламный лозунг «Лето в разгаре».

Основные направления работы «Интаэра» – Италия, Испания, ОАЭ, Болгария, Греция, Индия, Таиланд, Шри-Ланка. Сам туроператор объясняет свой уход с рынка ставшими уже привычными за последние три недели причинами: резким падением спроса и покупательной способности россиян, связанным с ростом курса валют и негативной политической ситуацией.

Похоже, что отечественные туристические фирмы «горят» по объективным причинам. Поток российских туристов на европейские курорты в этом сезоне снизился на 30% по сравнению с прошлым годом, как сообщила в эфире телеканала «Россия 24» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, «по истечении сезона это может быть совсем другая цифра, еще более драматичная и серьезная».

Конечно, в первую очередь речь идет о росте цен туров в Европу из-за резкого удорожания валюты. Но даже традиционно доступные для россиян путевки в Турцию и Египет сейчас оказались им не по карману, так как цены на них исчисляются в долларах. «Такого количества негативных внешних влияний на отрасль у нас давно не было, но это, безусловно, не единственная причина массовой приостановки деятельности туроператоров», – констатирует Ломидзе.

Как пояснил «СП» топ-менеджер одной из туристических компаний Сергей Сычев, банкротство туроператоров происходит во многом по вине самих недобросовестных компаний:

– Туристы платят авансом полную стоимость поездки, да еще с дисконтом. Они оплачивают заранее и перелет и проживание. Этого в принципе должно хватить, чтобы привезти и вывезти клиента из-за рубежа, и еще останется на прибыль. Но некоторые недобросовестные туроператоры, скажем так, очень неаккуратно распоряжаются этими деньгами, пуская значительную часть из них не на поездку туриста, а совсем на другие цели. Поэтому возникает дыра в балансе, и когда она достигнет критической отметки, компания разоряется. Это может случиться по внешним причинам – из-за резкого падения спроса на туры, как произошло и на этот раз.

«СП»: – Выходит, туроператоры виноваты сами, нечего на потребительский спрос валить?

– Во-первых, у них всегда должен быть вариант, чем заменить выпадающие из-за снижения спроса доходы. А во-вторых, если спрос на поездки в Европу упал почти на треть, то спрос на Турцию стабильно растет, демонстрируя рекордные показатели. Как подсчитали аналитики нашей Ассоциации туроператоров, если такой рост выездного потока в Турцию сохранится на протяжении всего летнего сезона, то по итогам года количество россиян, отдохнувших в Турции, может достичь пяти млн. человек. К примеру, в июне, всего за месяц страну посетили 805 тыс. россиян – это рекорд за все время отправки российских туристов в Турцию, а за полгода там отдохнули почти два млн. наших туристов.

«СП»: – Значит, чтобы не прогореть, туроператорам надо просто заменить Европу на Турцию?

– И не только на Турцию – другие долларовые страны с начала летнего сезона тоже пользуются повышенным спросом. Так как евро вырос гораздо больше, чем доллар, происходит перераспределение спроса с европейских направлений на долларовые страны. Кстати, перераспределение спроса в сторону Турции связано с тем, что многие клиенты, которые прежде отдыхали в Европе, и которым она сейчас стала не по карману, решили не рисковать, и выбрали проверенный, но более дешевый турецкий all inclusive. В общем, выход всегда есть, если работать как положено…

Билеты в один конец

Видимо, недобросовестных компаний на российском туристическом рынке достаточно много – «Интаэр» стал уже пятым по счету туроператором, который за последние три недели заявил об остановке своей работы на туристическом рынке. Все началось с компании «Нева», отказавшейся выполнять свои обязательства 16 июля, следом за ней разорилась «Роза ветров Мир» (25 июля) и «Экспо-тур» (30 июля), потом лопнул «Лабиринт» (2 августа), который подвела «дочка» «Идеал тур».

В связи с этим, в начале августа премьер-министр Дмитрий Медведев даже сравнил деятельность недобросовестных туроператоров с печально известными комбинациями фирмы «МММ». Как заявил он в ходе встречи с вице-премьерами, проблема в российской туристической отрасли возникла, в том числе, и из-за недостатков системы страхования ответственности туроператоров. Медведев поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и Ростуризму взять туристическую отрасль под свой контроль. Правда, не совсем понятно, разве Ростуризм и без поручения премьера не должен был контролировать сферу туризма?..

Между тем ситуация с туристами, оставшимися за рубежом, очень тяжелая. В понедельник, 4 августа на экстренном совещании в Ростуризме собрались чиновники, руководители погоревших туроператоров, представители Росавиации и страховщиков, чтобы решить, как вывозить людей с курортов и возвращать им деньги.

Масштабы бедствия оказался даже еще большими, чем предполагали эксперты, и хуже всего пришлось туристам «Лабиринта». После его закрытия на заграничных курортах осталось 22 тыс. россиян, почти у всех не оплачены отели и нет обратных билетов в Россию. Хотя не понятно, почему туроператор покупал своим клиентам «билеты в одну сторону», если точная дата обратного вылета была заранее известна и деньги уплачены?

В выходные «Турпомощи» Ростуризма удалось организовать несколько рейсов, и 5,5 тыс. россиян уже вернулись домой, еще 2 тыс. человек должны были вывезти в понедельник. Тем временем 260 туристов обратились в Генконсульство России в Анталии. Личные обращения поступили от клиентов того же туроператора «Лабиринт», сообщил ИТАР-ТАСС генеральный консул России в Анталии Александр Толстопятенко. По его словам, из 4,5 тыс. российских туристов, большая часть уже покинула Турцию, однако ситуация все еще остается достаточно острой. В связи с этим дипломатическое представительство России уже обратилось за помощью к Союзу отельеров Средиземноморья.

Другая проблема – страховое возмещение пострадавшим туристам. Например, компания «Лабиринт» уже продала туры на август и «бархатный сезон» около 40 тыс. россиян, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Кто-то даже закупился путевками и на Новый год в Финляндию.

При этом финансовых гарантий у «Лабиринта» – на 160 млн. рублей, и 40 млн. из них в страховой компании «Восхождение», у которой только что отозвана лицензия. Поэтому ясно, что денег на всех пострадавших явно не хватит. По закону, в этом случае будут возвращать деньги пропорционально, когда соберут заявления от всех пострадавших. В результате, как подсчитали в Ростуризме, у каждого туриста есть шанс вернуть около двух тысяч рублей. Учитывая, что в среднем на поездку за рубеж россияне тратят около 50. тыс. рублей, такая компенсация им вряд ли понравится.

Одна из главных причин таких нищенских компенсаций кроется в том, что российские туроператоры работают только с избранными страховщиками, наверняка, как-то связанными с самой туркомпанией. Пример – туроператор «Нева», который за два месяца до банкротства сменил страховщика, причем – не на серьезную большую компанию, а на скромную фирму «Восхождение». Там же уже были застрахованы и «Лабиринт», и еще несколько туроператоров.

Как говорят эксперты, для того, чтобы застраховать себя от подобных «подстав», туристам нужно оформлять персональную «страховку от невыезда». К примеру, на Западе туристы страхуются от всех причин, по которым может сорваться поездка: отменили самолет, турист заболел, туркомпания разорилась. И если бы клиенты того же «Лабиринта» оформляли персональные страховки, ущерб возмещали бы много разных компаний, и они получили бы все свои деньги назад.

Тем временем, Ростуризм, Ассоциация туроператоров России и Российский союз туриндустрии собираются составить «черные списки» зарубежных отелей и принимающих компаний, которые за долги туркопаний отыгрываются на российских туристах. Например, сейчас клиентов «Лабиринта», оставшихся за рубежом, шантажируют отельеры, требуя денег, и угрожают выселением. По данным Ростуризма, больше всего таких случаев на Кипре, в Турции, Испании и Греции, Египте и Чехии.

Помочь туристам «Лабиринта» взялся даже замминистра экономики и энергетики Бранимир Ботев, который срочно прилетел на Черноморское побережье в Болгарии, где отдыхают 1500 россиян с путевками лопнувшей компании. Как выяснилось, болгарским гостиницам «Лабиринт» вообще денег не перечислил. «Основная проблема, которую надо было решить – успокоить российских туристов и обеспечить им спокойное пребывание в Болгарии до тех пор, пока не будет обеспечена транспортировка», – сообщил замминистра Ботев.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video