Законодательный «шторм» тормозит экономику

Промышленники и застройщики стали все меньше инвестировать собственные средства в развитие производства, а получение кредитов по-прежнему затруднительно. Постоянный «шторм» налогового законодательства и таможенных режимов не располагают к вложениям в долгосрочные проекты – таково основное резюме «рейтинга основных факторов торможения экономики», составленного экспертами Высшей школой экономики

Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ составил рейтинг основных факторов сдерживания роста в различных отраслях экономики. Ученые опросили около 20 тысяч предпринимателей как крупного, так среднего и малого бизнеса в сфере промышленности, строительства, оптовой, розничной торговли и сферы услуг. Основные тормоза для развития бизнеса – избыточное налоговое давление, дефицит спроса на продукцию и услуги организаций, неопределенность экономической ситуации в стране и высокая стоимость банковских кредитов. Предприниматели также отметили недостаточную обеспеченность предприятий финансовыми, кадровыми и материально-техническими ресурсами. Впрочем, по некоторым позициям все же прослеживается повышение оптимизма предпринимателей по сравнению с прошлым годом.

Промышленники теряют спрос

Промышленники больше всего сетуют на усиление падения спроса на внутреннем рынке. На это указали 47% абонентов против 45% в прошлом году. Меньше стало беспокоить налоговая нагрузка (40% против 44 в прошлом году). Зато увеличилось число жалоб на недостаток финансовых средств (39% против 36).

«Тревожит очень ситуация в промышленности, которая в структуре ВВП занимает 30%, – пояснил «Эксперт Online» Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ. – Предприятия начинают привыкать к стагнации. То есть вместо инвестиций в расширение производства вкладывают в зарплаты и дивиденды. В итоге у нас рост производства 1 процент, а зарплаты – 10, причем основной рост на топ-менеджеров приходится. Привычка жить с нулевым ростом чревата тем, что экономика перестает быть рыночной и становится договорной: у меня сейчас мощности простаивают, поэтому отложи поставку материала, а я потом компенсирую. Так недолго и к бартеру скатиться. Это в основном предприятия малого и среднего бизнеса. А крупные при поддержке государства с их почти нулевым ростом становятся очень уязвимы от санкций. Если они и случатся, то у бюджета не хватит никаких денег их спасти».

В апреле 2014 года Росстат констатировал рост промышленного производства, индекс которого в январе-апреле составил 101,4% к тому же периоду прошлого года. Оживились добывающие и обрабатывающие сектора экономики. Впрочем, их рост был вызван не увеличением инвестиций, а в основном «мягкой» девальвацией рубля и снижением конкуренции со стороны промышленников Украины.

Но большинство опрошенных производственников все же отметили спад спроса, особенно это коснулось производителей транспортных средств, целлюлозно-бумажной продукции, машин и оборудования. Производители газа и воды больше жалуются на недостаток финансовых средств. Коммунальные предприятия страдают от снижения платежей населения и как следствие, отсутствия средств на модернизацию. С другой стороны, доля предпринимателей, обративших внимание на избыточный уровень налогообложения, снизилась с 44 до 40% по сравнению с прошлогодним исследованием. Чаще других такие мнения высказывали руководители предприятий по выпуску кожи, обуви и изделий из кожи а также по обработке древесины и производству изделий из нее.

«Следует отметить, что недостаточный внутренний спрос и высокий уровень налогообложения всегда превалируют в рейтинге основных барьеров, лимитирующих производственную деятельность, меняясь местами в зависимости от состояния экономической конъюнктуры» – отмечают эксперты ВШЭ

Треть участников опроса беспокоит неопределенность экономической ситуации, что впрочем вряд ли напрямую связано с угрозой потери иностранных рынков в случае введения санкций из-за ситуации на Украине. В прошлом году на экономическую неопределенность жаловалось больше производителей – 33% из опрошенных. Это почти в два раза меньше, чем в разгар кризиса (около 60% в начале 2009 года), но значительно выше докризисных 20%.

«Многие жалуются главным образом на отсутствие четких планов игры, – говорит Георгий Остапченко. – Бизнесу для уверенных инвестиций и развития важно иметь бизнес план хотя бы на 2-3 года вперед. И крупные, и средние предприниматели говорят мне: пусть у нас будут самые жесткие налоги, пошлины, меры регулирования. Но пусть они не меняются так быстро – по два раза в год. Вот основная причина снижения инвестиций».

Стройки теряют темп

Строители существенно меньше, чем в прошлом году сетуют на налоговое бремя и все также на неплатежеспособность заказчиков. Проблема повышения стоимости материалов, конструкций и изделий также осталась на уровне прошлого года – на нее по прежнему указывают четверть опрошенных.

Основная проблема отрасли в этом году – снижение объемов новых заказов на строительные услуги со стороны других секторов экономики и как следствие – резкое усиление конкуренции. Не случайно именно в этой отрасли, по данным Минэкономики, в наибольшей степени сократилась прибыль (за январь – март 2014 года падение на 50,1% после того, как годом ранее падение составило 61,5%). Причина понятна: стагнирующие промышленность и торговля «тащат» за собой и стройку. Это отмечает почти половина девелоперов. Но и при этом спрос на квалифицированные рабочие руки снизился не существенно – лишь на 1 процентный пункт от числа опрошенный в прошлом году (22%).

«Сейчас наблюдается отток компаний из строительной отрасли, особенно в регионах. На самом деле тяжелей стало с кредитами, большинство застройщиков привлекали заемные средства, – пояснил «Эксперт Online» Дмитрий Рябов, заместитель директора ЗАО «Олимпик Сити». – Если еще недавно можно было по 9% взять кредит, то сейчас уже под 11-12% выдают и то только проверенным девелоперам. Но надо понимать, что потенциал рынка большой, спрос остается не удовлетворен, многие нуждаются в доступном жилье, поэтому повышение банками ставки ипотеки только усилят падение спроса на рынке».

К недостатку финансирования крупные организации были более чувствительны, чем малые (24 и 18% соответственно). Недостаток заказов на подрядные работы был более актуален для малых организаций, чем крупных (26% против 14% соответственно).

«Мы считаем, что государству сейчас как никогда надо развивать крупные инфраструктурные проекты, например, как наш коридор развития «Байкальск-Приморье», – говорит Дмитрий Рябов. – Вокруг новых дорог и железнодорожных магистралей появятся новые производства, возникнет потребность в жилье. Китай именно таким образом пришел к гигантскому росту объемов строительства. Второй аспект проблемы – частные инвестиционные фонды, как и государственный Фонд прямых инвестиций, консервативны. Они предпочитают крупные торгово-развлекательные центры вроде Метрополиса друг другу перепродавать, чем финансировать новые масштабные проекты».

У оптовиков забиты склады

Оптовиков вовсе не волнует экономическая неопределенность, но среди них резко выросло число сетующих на падение спроса – 63% против 56% в прошлом году. Больше всего потеряли покупателей оптовые компании по продаже металлов и металлической руды, фармацевтических и медицинских товаров, машин и оборудования, химических продуктов. Эксперты связывают это с общим спадом в промышленности как у нас, так и в Европе, снижением спроса в рознице на непродовольственные товары.

Более половины участников опроса считают, что торговому процессу препятствует налоговая нагрузка, на третьем месте – недостаток собственных средств, а на четвертом – высокие процентные ставки банковских кредитов. Больше всего на налоги жалуются руководители организаций по реализации бытовых электротоваров, радио и телеаппаратуры, парфюмерии и косметики, машин и оборудования. Чаще всех трудности с собственными финансами испытывают поставщики автомобильных деталей, узлов, лесоматериалов, строительных материалов и сельхозсырья. Меньше всего оптовиков беспокоит недостаток складских площадей и необходимого оборудования.

Розница готова к росту

В рейтинге проблем, которые тревожат розничную торговлю, лидирует уровень налогообложения. Впрочем, на это пожаловались 54% предпринимателя против 53% в прошлом году. На втором месте, как и прошлом году – низкий платежеспособный спрос. Но несмотря на спад производства и замедление роста зарплат, в среднем покупать меньше люди не стали. В прошлом году предприниматели больше жаловались на низкий спрос.

«Рынок ритейла неоднороден, основные выводы скорее справедливы для мелких компаний, – пояснил «Эксперт Online» Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли. – У крупных ритейлеров нет проблем с получением кредита, у малых есть. Кредитная ставка для крупных не повысилась, для малых поднялась. Что касается аренды, то пока еще не наблюдается массовое повышение ее из-за увеличения кадастровой стоимости земли, но ожидается. Но аренду надо регулировать: часто предприниматель сделает ремонт, а его тут же выселяют. Проблема налогов тоже относительна. Скажем в Казахстане они ниже. Поэтому некоторые сети перерегистрируются туда, но не крупные. Снижение спроса наблюдается в целом, но не в продовольственном секторе – в основном падают продажи машин, электронной техники».

Внимание значительного числа предпринимателей концентрировалось на блоке финансовых проблем. Почти 30% респондентов отмечали негативное влияние недостатка собственных финансовых средств организаций, а 20% считали существенным барьером на пути развития бизнеса сложившиеся ставки коммерческого кредита. Но это беспокоит уже меньшее число предприятий розницы, чем в прошлом году. А такую проблему как экономическая неопределенность не отметил никто из опрошенных ритейлеров и представителей малых предприятий торговли. Более того, многие предприятия розницы готовы к очередному витку роста.

«В этом году у нас уже почти все заметные торговые сети объявили о планах по открытию новых торговых точек, и эти планы не меньше прошлогодних, а у кого то и выше, – говорит Андрей Карпов. – Поэтому не могу сказать, что ритейлеров пугает экономическая неопределенность. Даже иностранные «Метро», «Ашан» и другие переходят в Крыму из украинской юрисдикции в российскую. А тем более на внутреннем рынке России санкции мало кого пугают, в смысле общеэкономический негативный эффект от них. Это лишь один из факторов для принятия решения об инвестициях.

Что касается сферы услуг, а это в основном малый бизнес, то здесь резко выросла потребность в собственных средствах и упал спрос со стороны населения. На налоги жалуется столько же предприятий, как и в прошлом году.

Фронды помогут не всем

По данным Росстата, сальдированный финансовый результат организаций в целом по экономике снижается второй год подряд. В I квартале этого года он сократился на 17,7% и составил 1274,0 млрд. рублей (падение на 29,1% годом ранее). Рост сальдированного финансового результата зафиксирован в сельском хозяйстве (в I квартале рост на 68,2%, годом ранее – падение на 51,7%). Но во всех основных секторах – промышленности, строительстве, транспорте и связи прибыль сократилась вследствие стагнации экономики.

Для оживления экономики президент и правительство уже приняли ряд мер, такие как возведение крупных инфраструктурных проектов. Создание Фонда развития промышленности емкостью в 50 млрд рублей и фондов проектного финансирования. Средства фондов будут выделяться под минимальный процент на открытие новых производств и замену оборудования.

«Есть риск, что принимаемые меры поддержки скажутся в первую очередь на крупных компаниях, – говорит Георгий Остапкович. – С одной стороны это логично, поскольку крупный бизнес дает основную динамику роста. С другой стороны, без роста малого и среднего бизнеса не будет крепкой экономики. К тому же прямая господдержка из бюджета, допустим, «АвтоВАЗа» не дает прямого эффекта, а бесконечно закачивать такие компании деньгами вредно».

«Мы никогда не рассматривали создание фондов проектного финансирования как панацею от всех бед бизнеса – это одни из ключевых факторов. – Надо комплексно подходить, снижать административные барьеры, создавать налоговые стимулы, добиваться отмены тех же санкций» – говорит Антон Данилов-Данильян

Один из примечательных трендов исследования – это снижение негативных настроений от экономической неопределенности по сравнению с прошлым годом. Но это не значит, что введенные санкции и угроза новых не отразились на инвестиционном климате страны:

«По сути своей санкции не страшны Антон Данилов-Данильян, – Другое дело, что у иностранных предприятий есть четкие правила по инвестированию, и слово «санкции» оказывает на них магическое действие. А поскольку и в наших инвесткомпаниях есть иностранные фонды. Кроме того, важным источником инвестиций были внутренние средства компаний, а они резко снизились из-за падения прибыли. А она падает, поскольку спрос снижается, а предприятия заставляют повышать зарплату на уровень не меньше инфляции».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video