Отсрочка не поможет

Регионам предоставят отсрочку по уплате кредитов. Вряд ли их это спасет: долги и отсутствие доходов тянут на дно региональные бюджеты
Президент России Владимир Путин поручил правительству представить предложения о продлении срока возврата бюджетных кредитов, полученных субъектами Российской Федерации до 1 января 2014 года. Такое поручение было дано по итогам совещания с полномочными представителями президента в федеральных округах, состоявшегося 9 апреля, сообщила вчера пресс-служба Кремля.

Также Путин поручил правительству определить механизм снижения процентных ставок по кредитам, получаемым субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, предусматривающий в том числе предоставление в качестве обеспечения таких кредитов государственных гарантий Российской Федерации.

Кроме того, правительство должно представить предложения о полном или частичном замещении долговых обязательств субъектов РФ по кредитам, ранее предоставленным коммерческими банками, бюджетными кредитами, и разработать меры по введению дополнительных ограничений, препятствующих увеличению объема государственного долга субъектов РФ.

Также кабинету министров поручено разработать предложения об оказании дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для осуществления мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (срок – до 1 августа 2014г.).

Кроме того, правительство должно “представить в установленном порядке предложения, предусматривающие исключить необходимость возврата не использованных в текущем финансовом году остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации одного уровня бюджету другого уровня, в случае наличия принятых и не исполненных за счет названных средств бюджетных обязательств”.

Решение президента – попытка избежать банкротств регионов, бюджеты которых уже «трещат по швам»,- считают эксперты. Экономический кризис и политика федеральных властей привели к снижению доходов региональных бюджетов и росту долговых обязательств. По итогам 2013 года снижение доходов было зафиксировано у трети субъектов федерации. В результате уже к марту 2014 года долг региональных бюджетов составил 31% от их собственных доходов, а у 40% регионов он оказался выше 50%, посчитали эксперты Независимого института социальной политики (НИСП).

По оценкам S&P, основанным на данных Минфина, российские субъекты и муниципалитеты по состоянию на 1 апреля этого года накопили 2,03 трлн руб. долгов. Задолженность по банковским кредитам регионов и муниципалитетов составила более 820 млрд рублей.

«Есть чудовищные цифры, свидетельствующие о дельте 20-30% между доходами и расходами регионов. И тут чемпионы – далеко не слаборазвитые республики, которым нечего терять и которые живут на трансферт, а немалое количество развитых регионов», – подчеркивает директор региональных программ НИСП Наталья Зубаревич.

Даже при падении доходов снижать расходы регионы не могут. Наоборот, они должны их наращивать. Политическими решениями федерального центра обусловлен рост региональных расходов и изменение их структуры – у 70% регионов социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, соцполитика, физкультура и спорт) превышают 60% всех расходов.

Получив от федерального центра «предложение, от которого нельзя отказаться» – необходимость профинансировать рост зарплат бюджетникам без дополнительного источника доходов – регионы вынуждены выживать и выкручиваться, констатирует Зубаревич. Сейчас они активно заимствуют средства на внутреннем рынке. Республика Мордовия, например, должна 136% от собственных доходов бюджета. Чукотка – 108% собственных доходов бюджета. «Уже к концу марта семь регионов вышли за «флажки» – их долг превышает доходы», – отметила экономист.

В сложившихся условиях губернаторы инициативе президента обрадовались. Вице-губернатор Калужской области Руслан Смоленский считает, что отсрочка по возврату бюджетных кредитов облегчит положение региона. «Мы брали у федерального бюджета многомиллионные средства на строительство дорог, на капитальный ремонт, и нам необходимо было возвращать большие суммы уже в следующем году, но теперь у нас может появиться отсрочка», — говорит он. Вместе с тем, по мнению экспертов, реальной помощью регионам могло бы стать снижение ставки по кредитам (а не его пролонгация), считает председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, — до символических 0,01% — или трансформация кредита в безвозмездную финансовую помощь. Зубаревич же призывает власти изменить закон о консолидированных группах налогоплательщиков. Снижение их доходов во многом обусловлено действующим с 2013 года законом о налогообложении интегрированных бизнес-групп (холдингов). Крупный бизнес получил право интегрировать прибыль и убытки предприятий, размещенных в разных регионах. В результате в субъектах федерации, где находятся успешные предприятия крупных российских компаний, сократились поступления налога на прибыль, поскольку этот налог компания может уплачивать на другой территории.

Так, закон привел к тому, что в среднем на 13% упали поступления по налогу на прибыль. Почти треть регионов потеряли в доходах – и это без учета инфляции. В первую очередь пострадали регионы-доноры. Например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа в 2013 году столкнулись с дефицитом бюджетов в 15-18%.

Если вернут закон к тому что было, ситуация с доходами выправится и занимать огромные суммы попросту не придется.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video