Прочь из офшоров

Минфин вынуждает российский бизнес уходить из оффшоров. Законопроект о налогообложении иностранных “дочек” российских компаний, прежде всего, окажет серьезное влияние на сделки с недвижимостью и средний бизнес

Минфин подготовил законопроект о налогообложении иностранных “дочек” российских компаний (так называемый, закон о контролируемых иностранных лицах (CFC). Он может ограничить порог владения российскими физ- и юрлицами в офшорных компаниях 10 процентами.

Платить налоги в России должны как российские компании с доходов иностранных “дочек”, так и физлица с доходов своих офшорных структур, считает Минфин. Достаточно прямо или косвенно владеть более чем 10% компании, которая расположена в стране, подпадающей под закон о CFC. Если эта компания не возвращает доходы в Россию в виде дивидендов, налог должен уплачиваться с части ее нераспределенной прибыли, приходящейся на российского резидента.

По данным близких к Минфину юристов, налоговики будут считать эту нераспределенную прибыль как часть дохода российского резидента. Планируется, что ставка для юрлиц составит 20%, для граждан — 13%. Ставка же налога на дивиденды, перечисленные в Россию, составляет 9%, а если деньги идут не из офшора, то налога в некоторых случаях может не бытье.

При этом, как отмечают эксперты, законопроект заработает, только если российские налоговики наладят обмен информации с иностранными коллегами и смогут проверять информацию о реальных бенефициарах иностранных компаний, однако в нынешних условиях на добросовестный обмен налоговыми данными с целым рядом стран можно не рассчитывать.

Напомним, что два года назад президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить реализацию пакета мер по деофшоризации российской экономики. Через год президент заявил, что результаты деофшоризации российской экономики пока мало заметны. По его данным, в 2012 году через офшоры и полуофшоры прошли российские товары общей стоимостью 111 млрд долларов, т.е. пятая часть всего экспорта России. Половина из 50 млрд долларов российских инвестиций в другие страны также пришлась на оффшоры. «В России создана уникальная офшорная экономика, — говорит заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН Яков Миркин. — По объему вывода собственности и капитала мы в мире одни из первых. При этом ключевой вопрос не текущие налоговые потери, а вывод собственности. Доля офшорного держания у нас такова, что страна фактически превращается в операционный центр с минимизацией прибыли, где ключевое владение активами — за рубежом, финансирование тоже за рубежом, а внутренние держатели активов и внутреннее финансирование относятся прежде всего к бизнесу средней и малой капитализации и к населению».

Эксперты отмечают, что в мировой практике уже существует подобный предложенному Минфином опыт налогообложения. Так, в США участие в уставном капитале иностранной компании с долей от 10% также облагается налогом, правда, при наличии нескольких американских собственников, в совокупности владеющих свыше 50% акций. То есть, по сути, контролирующих иностранную компанию.

«Когда кто-то создает компанию для ухода от налогов, то она очевидно должна принадлежать ему полностью или почти полностью, а 10% – это, скорее всего, инвестиция в реальную иностранную компанию, может, даже публичную», – комментирует партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. Он считает, что добропорядочные инвесторы при этом не пострадают.

Если говорить о «потерях» бизнеса, то в большей степени может пострадать его «средний» сегмент, – считает партнер адвокатского бюро DS Law Михаил Александров. «Крупные компании, даже если они и принадлежат иностранным юридическим лицам, как правило, раскрывают информацию о владельцах при осуществлении сделок, требующих, например, согласования в ФАС, либо при раскрытии обязательной информации по эмитентам. Малый бизнес пользуется скорее «упрощенкой», а не оффшорными схемами. Можно прогнозировать серьезное влияние на сделки с недвижимостью, так как именно существование соглашений об избежании двойного налогообложения зачастую позволяло совершить многомилионную сделку с активом в РФ не платя при этом налогов с продажи актива», – уточняет Михаил Александров.

При этом он считает, что «с оффшорами в целом как с явлением, конечно, покончить не удастся». « Более того, задачи убрать в принципе иностранные или оффшорные компании из российской экономики и не ставилась ни Президентом, ни Правительством, ни Минфином. Речь идет о том, чтобы использование низконалоговых юрисдикций в сочетании со странами, с которыми у РФ заключены договоры об избежании двойного налогообложения, не создавало необоснованных преференций и не приводило к получению «необоснованной налоговой выгоды». Первым шагом в этом направлении стало введение правил трансфертного ценообразования. Появление режима CFC лежит в той же логике», – подчеркивает юрист.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video