Накопились вопросы

Во Владимирской области разгорелись споры вокруг создания фонда капитального ремонта

Выстраивание новой системы проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов заставило власти работать в режиме постоянного диалога с населением.

Узнав, что в платежках за жилищно-коммунальные услуги появится новая строка – капитальный ремонт – и с марта 2014 года придется ежемесячно платить по 6,5 рубля с квадратного метра жилплощади, обитатели многоквартирных домов (МКД) Коврова начали собирать подписи.

“Нас категорически не устраивают изменения, внесенные в Жилищный Кодекс РФ. Считаем, что ущемляются интересы собственников помещений в МКД, реализовавших свое право на выбор способа управления в соответствии со статьей 161 ЖК РФ”, – говорилось в открытом письме против участия города в программе капитального ремонта.

Впрочем, недовольство вызывает любое повышение платы в коммунальной сфере. Но в этом случае масштаб протеста стал для региональных чиновников неожиданностью: под письмом в адрес органов власти подписались 12 тысяч ковровчан. Городское, да и областное руководство объяснили такую реакцию происками управляющих компаний, которые в новых условиях лишаются своего куска пирога.

– Мы сделали анализ: в прошлом году на некоторых территориях области с жильцов на капремонт было собрано 130 миллионов рублей, – заявила директор департамента ЖКХ Лидия Смолина. – Большая часть этих средств осела на счетах управляющих компаний, а жители не получили ничего. Теперь эти доходы от них “уходят”.

Однако подписанты не разделяют эту позицию. Специфика города оружейников в том, что в государственную программу капремонта он не попал. Но осознав, что скоро в домах начнут останавливаться лифты, падать стены и крыши, люди решили продвинуться по этому пути самостоятельно.

С 2006 года исключительно за счет средств собственников удалось выполнить огромный объем работ. В большинстве многоквартирных домов были созданы советы – причем полноценные, а не “спущенные сверху”. И когда многие жители наконец-то почувствовали, что они собственники, что несут ответственность за общедомовое имущество, вправе планировать и утверждать перечень работ, вести переговоры и контролировать подрядчика, появился федеральный закон N 271, обязавший регионы создать системы капитального ремонта и ввести для этого обязательный платеж. Многие решили, что новый порядок исключает их из распоряжения своей собственностью и собранными средствами.

– Я не говорю, что закон плох для всех, – поясняет председатель ТСЖ ЖСК-65 Михаил Булкин. – В городе есть неорганизованные дома, которые не собирают собрания, не имеют советов домов, у них крыша течет, а они не в состоянии ни утвердить тариф, ни взять ответственность на себя. И закон для таких домов нужен, чтобы государство кого-то заставило, где-то вложилось. Мы же все делали из средств собственников, и только они вправе нам предъявлять претензии за некачественно выполненные работы. Причем здесь областные власти?

В этих условиях чиновникам пришлось давать людям ответы на острые вопросы практически во всех муниципальных образованиях региона. В Коврове, например, было проведено две встречи с населением, во Владимире – пять. Очевидцы вспоминают, что общение проходило не без проблем. Так, первый разговор ковровчан с директором отраслевого департамента Лидией Смолиной был очень эмоциональным и разочаровал многих активистов.

– Мы не нашли взаимопонимания с администрацией, – уверяет председатель совета МКД Андрей Калинин. – Хотелось задать вопросы по существу, а все свели к негативу. Жалко было людей, которые, может, и задавали некомпетентные вопросы, но это был крик души.

Неуместным люди посчитали и ставшее уже традиционным сравнение размера платы за капремонт с ценой бутылки водки. Дескать, вы соберете с квартиры 300-400 рублей, а бутылка водки стоит 200.

– Почему бы не молоком или хлебом сопоставлять? – возмутился Михаил Булкин. – У нас же не алкоголики собрались!

Зато последняя встреча носила более спокойный характер. Это отметили и рядовые участники, и глава Коврова Виктор Кауров.

– Вы сами видите, что люди уже задают почти профессиональные вопросы – четкие, конкретные, касающиеся темы и сути дела: как начислять, как собирать, как ремонтировать, – подвел он итог. – Потому что многие понимают: наступило время принять решение. Или мы берем на себя ответственность за состояние своего имущества, или, если не в состоянии сами за себя отвечать, то это сделает государство.

Видимо, обстановку разрядило наступившее понимание того, что общего котла, где безвозвратно растворятся ежемесячные взносы, в любом случае не будет. Люди получили ответы и на другие трудные вопросы. Например, почему старый дом планируется капитально ремонтировать только в 2043 году? Оказывается, о половине из 13050 МКД, попавших в программу, пока нет достоверной информации. Работа по ее сбору продолжается, и на основании полученных данных ежегодно будут вноситься корректировки.

Ранее собранные на капремонт средства не пропадут. Например, в Боголюбовском сельском поселении, где фонд создали в 2012 году, жители решили провести на собранные средства те виды капремонта, которые программой не предусмотрены.
Система невыгодна жителям новых домов: они станут спонсорами капремонта более старых зданий

Да и у спешки с принятием регионального закона, хотя Жилищный кодекс позволяет эти сроки отодвинуть, есть свои причины. Если приступить к сбору платежей с марта, то с 1 июля можно объявить конкурс на капремонт 472 домов, привлечь подрядчиков и приступить к работам уже в 2014 году, а там, где позволят условия, и завершить их. “Начнем позднее, – считают в обладминистрации, – упустим целый год”.

Но неразрешимые вопросы все-таки остались. Накопительная система невыгодна жителям новых домов. Они считают, что сегодня являются спонсорами капремонта более старых зданий, а завтра, когда такой ремонт потребуется им самим, инфляция обесценит накопленные средства.

– Федеральный закон допускает дифференцированный тариф, зависящий от категории состояния дома, – аргументирует свое несогласие Михаил Булкин. – Есть дома сложные – с котельными, лифтами, системой пожаротушения и дымоудаления, с большим сроком эксплуатации. Они требуют значительных средств. А есть – восьмиквартирные, в которых сами жильцы собрали деньги и капитально отремонтировали крышу, поставили индивидуальные котлы в каждой квартире. Из общих коммуникаций там остались только электричество и водопровод. И у собственников даже фантазии не хватает, на что они должны собирать деньги. Но областные власти решили не заморачиваться на эту тему и сделать для всех единый тариф – 6,50.

Конкретный пример – ковровское ТСЖ “Дом”, которое за пять лет сделало в своем 34-летнем доме столько, сколько не было сделано за многие годы. Теперь здесь новая крыша, канализация, система холодного водоснабжения, тротуар около дома. И это далеко не полный перечень перемен. А в этом году товарищество замахнулось на капитальный ремонт отмосток и электрощитов на лестничных клетках. Однако в правлении сомневаются, что такие объемы им теперь по силам.

– У нас не было 1,2 миллиона рублей на крышу, – рассказывает член правления ТСЖ Любовь Туз. – С подрядчиками расплачивались по договору частями: вносили аванс, а остальное – по мере накопления денег. Больная тема – лифт. Раньше мы могли сначала поменять электрошкаф, затем кабину, какой-то узел. И за три года полностью заменить лифт. Теперь закон этого не позволяет. Капремонтом считается более 70 процентов работ. У нас три лифта. Значит, пока мы не накопим на спецсчете на два лифта, не сможем начать работу. Деньги будут лежать мертвым грузом, а цены, естественно, вырастут.

– Вопросов еще много, – признает директор областного департамента ЖКХ Лидия Смолина. – По крайней мере, сейчас у людей появляется понимание сути программы, а уж потом можно ожидать и доверия к ней. Другого выхода нет. Сейчас в области около четырех тысяч многоквартирных домов, требующих срочного ремонта.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video