РЕЗОЛЮЦИЯ «круглого стола» по введению лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами

жкРассмотрев проект Федерального закона №448902-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», мы, представители собственников, ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций – участники «круглого стола» – осознавая необходимость повышения эффективности борьбы с недобросовестными управляющими организациями, выступая в защиту прав и законных интересов собственников, считаем, что введение лицензирования деятельности по управлению МКД несвоевременно, цели, декларируемые разработчиками проекта, не будут достигнуты, принятие закона приведет к уничтожению конкуренции, сокращению инвестиционной деятельности в ЖКХ и нарушению прав собственников жилья в МКД.

При этом участники круглого стола исходили из следующего.

Введение лицензирования в других отраслях себя не оправдало и потребителей не защитило. Лицензирования в ЖКХ приведет к монополизации и снижению конкуренции в управлении МКД, следовательно, к снижению качества обслуживания и повышению платы. Предлагаемый порядок организации лицензионного контроля позволит, применяя грязные технологии, убрать практически любую УО с рынка посредством организации потока заказных жалоб на эту организацию.
Не отрицая объективного роста фиксируемых органами надзора нарушений УО, мы констатируем, что рост этот происходит не только по причине некачественного исполнения УО своих обязательств, но потому что фонд стареет быстрее, чем растут расходы на его содержание. Второе: количество жалоб в надзорные органы было бы значительно меньше, если бы государство исполнило свои обязательства по закону о приватизации.
Реализовать положения закона на практике будет невозможно, законопроект не учитывает региональные особенности состояния жилфонда. В связи с изношенностью фонда, плата для выполнения всех работ, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №290, будет для собственников неподъемной. При несоответствии размера платы собственников суммам, необходимым для поддержания состояния дома в соответствии с ПП №290, управляющая организация (УО) гарантированно будет иметь некачественно исполненные (или неисполненные) предписания органов надзора. Ситуация усугубляется фактически аварийным состоянием МКД в пригородной зоне, большим количеством старых домов и общежитий. Нежелание рисковать приведет к массовым отказам УО от управления такими домами. Выбор способа управления ними будет производиться либо на конкурсной основе (что приведет к кратному росту платы за содержание и ремонт), либо к сбросу домов в непосредственное управление, что также приведет к росту платы не только за содержание и ремонт, но и за ЖКУ.
Лицензирование приведет к укрупнению УО, то есть, монополизации. Лицензия УО должна действовать на всей территории РФ, а не ограничиваться, как предписывает законопроект, границами субъекта РФ, в котором она выдана, поскольку законом о лицензировании установлен режим единого экономического пространства.
Из всех участников процесса: собственник, ТСЖ, УК, государство, муниципалитет роль и влияние собственника значительно принижается. Лицензирование однозначно приведет к ограничению свободы договора. Намереваясь лицензировать ТСЖ (фактически – НКО), государство пытается выдать лицензию на общественную деятельность.
Квалификационный экзамен, в отсутствие системы подготовки кадров для ЖКХ, будет носить субъективный характер. Особенно серьезными последствия экзамена могут быть для специалистов УО в сельской местности. В конечном итоге, на несколько сельских районов может остаться единственная УО.
Порядок приостановления действия, прекращения и аннулирования лицензии, прекращения деятельности по управлению МКД, предлагаемый законопроектом, невозможно реализовать без нарушений прав собственника. Во-первых, этот «порядок» не согласуется с Жилищным Кодексом: требования пунктов 6.3 и 7.1 статьи 155 исполнить в предлагаемые проектом сроки невозможно; проект не учитывает, что на практике, собственники могут проголосовать «против» внесения платы ресурсоснабжающей организации. Во-вторых, нарушается право собственников на избранный ими способ управления МКД: аннулирование лицензии по причине исключения из приложения к лицензии 15 и более процентов от общего числа МКД нарушает права жителей 85 и менее процентов МКД, которые не имеют претензий к этой УО. В-третьих, перевод платы за ЖКУ ресурсоснабжающей организации приведет к росту платы за ЖКУ.
Законопроект усугубит конфликт между меньшинством и большинством собственников одного МКД. Поскольку первые получат репрессивный инструмент влияния на решения вторых – выездные внеплановые проверки по заявлениям граждан без согласования с органами прокуратуры. Это приведет к более затяжным конфликтам внутри одного дома и ухудшению содержания и управления МКД.
Законопроект закладывает предпосылки для возникновения конфликтных ситуаций между УК. Например, решением суда у УК №1 аннулируется лицензия – дом переходит в управление УК №2 – УК №1 оспаривает решение суда первой инстанции и добивается его отмены, дом «возвращается» в управление УК №1, но МКД уже управляет УК №2…
Суммы штрафов для ТСЖ и ЖСК – неподъемные. При жилой площади двух-, трехдомовых ТСЖ или ЖСК в 10-30 тысяч квадратных метров, штраф минимум в 300 тысяч – это практически годовая (или больше) сумма оплаты по строке «содержание и ремонт». В связи с этим, в преддверии введения лицензирования некоторые ТСЖ и ЖСК уже всерьез задались вопросом: «Жить или не жить…» и больше склоняются ко второй его части. Избитая тема, но: большие штрафы будут оплачиваться за счет собственников…

Учитывая вышеизложенное, мы, участники «круглого стола» считаем, что введение лицензирования деятельности по управлению МКД:
• нарушит права собственников в выборе способа управления МКД;
• ограничит права собственника в управлении МКД;
• повысит уровень коррупции в ЖКХ;
• ограничит конкуренцию в деятельности по управлению МКД;
• приведет к повышению платежей за содержание и ремонт общего имущества;
• приведет к исчезновению небольших ТСЖ и ЖСК;
• спровоцирует массовый перевод МКД в непосредственное управление.

Модератор «круглого стола», председатель комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике, Геннадий АНТОНЦЕВ.

 

УЛЬЯНОВСК
13 февраля 2014 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video