Готовы ли сибиряки к переходу на новую систему обращения отходов?

В Барнауле почти в два раза вырос тариф на вывоз мусора для населения. Это связано с тем, что с 2018 года за размещение твердых коммунальных отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), что увеличивает расходы компаний, занимающихся вывозом мусора.

От введения платы за НВОС Алтайский край может получать в год до 400 миллионов рублей “экологических инвестиций”, которые должны быть направлены на полную перестройку системы обращения с ТКО, чтобы минимизировать вред от их утилизации и максимально использовать отходы во вторичной переработке. Готовы ли жители края перейти на раздельный сбор мусора, а бизнес – включиться в его переработку, разбиралась корреспондент “РГ”.

По статистике, в Алтайском крае в год накапливается до трех миллионов тонн отходов, из которых перерабатывается около 27 процентов. По словам краевого министра природных и ресурсов и экологии Владимира Попрядухина, реальный объем ТКО доходит до пяти миллионов тонн.

– Сегодня государство ставит перед регионами задачу – построить инфраструктуру обращения отходов так, чтобы максимально использовать вторсырье. Для этого с 2018 года вводится раздельный сбор мусора и перечень запрещенных к утилизации видов отходов, которые необходимо собирать и перерабатывать. Мы планируем за пять лет довести долю вторично используемых отходов до пятидесяти процентов, – отметил Попрядухин.

Региональные власти надеются, что за это время удастся выстроить новую схему утилизации отходов начиная с установки контейнеров под разные виды мусора и заканчивая сортировочными станциями и мусороперерабатывающими линиями. “Этим будут заниматься региональные операторы, которых до конца 2018 года предстоит выбрать в каждой из семи природно-экономических зон края”, – пояснил замминистра строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства региона Андрей Голубцов.

По словам Владимира Попрядухина, с введением платы за НВОС у регионов появятся реальные инвестиции на перестройку системы обращения отходов. Но, как сообщил начальник управления Алтайского края по госрегулированию цен и тарифов Сергей Родт, пока новые тарифы с учетом НВОС утвердили только шесть полигонов в крае – в Барнауле, Бийске, Славгороде, Заринске, Яровом и в Волчихинском районе. Еще в тринадцати вынесены соответствующие предписания.

По словам Виктора Карла – руководителя компании, обслуживающей полигон ТБО в Барнауле, жильцы благоустроенных квартир теперь вместо 40 рублей будут платить почти 72 рубля с человека.

– Если граждане хотят снизить эти расходы, то они должны перейти на раздельный сбор мусора. Стоимость вывоза сухих ТКО в пять раз меньше, чем смешанных отходов четвертого класса опасности. Так что жильцам многоэтажек нужно требовать от своих управляющих компаний и ТСЖ установки контейнеров для разных видов отходов, – подчеркнул Виктор Карл.

Сложнее выстроить технологическую цепочку от раздельного сбора до сортировки и переработки различных фракций ТКО. Если спроса на вторсырье не будет, то бизнес не станет этим заниматься.

Как рассказал корреспонденту “РГ” предприниматель Вячеслав Сопрыгин, занимающийся сбором пластиковой тары, большого спроса на ПЭТ-сырье в регионе нет. В крае всего две-три компании используют вторичный пластик в своем производстве.

В Алтайском крае действует две линии по производству резиновой крошки из использованных шин. В Бийске предприниматель Евгений Яшков уже несколько лет занимается переработкой резинового вторсырья. А недавно линию по переработке старых покрышек открыли и при шинном комбинате.

У производителей гофротары есть спрос на макулатуру. “Сегодня мы закупаем ее у сборщиков, в том числе за пределами региона. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы в Алтайском крае был организован отдельный сбор бумажных отходов”, – подчеркнул начальник отдела материально-технического снабжения компании “Алтайкровля” Максим Гарнцев.

Хуже со стеклотарой.

– В Барнауле всего шесть пунктов, тогда как три года назад было 120. Когда вносили изменения в федеральное законодательство о запрете повторного использования мытых бутылок, местные чиновники под разными предлогами стали закрывать такие пункты. В результате сегодня бутылки идут прямиком на полигон, а наши заводы закупают стеклотару за пределами региона, – рассказала корреспонденту “РГ” предприниматель Юлия Кудачева, ранее занимавшаяся приемом стекла.

Единственное вторсырье, со сбором которого нет никаких проблем, – металлолом. Высокий спрос на цветмет обеспечил этому виду отходов практически стопроцентную гарантию непопадания на полигон ТБО.

А пока власти надеются, что выбранные региональные операторы создадут в крае необходимую инфраструктуру для раздельного сбора, переработки и утилизации отходов.

А как у соседей?
Новосибирские власти решили вернуться к рассмотрению вопроса о заключении “мусорной” концессии. Напомним, что в октябре прошлого года правительство региона, учитывая мнение общественников и экспертов, официально отказалось от концессионного соглашения, заключенного в июле 2016-го.

Рабочая группа под руководством исполняющего обязанности первого зампреда регионального правительства Владимира Знаткова одобрила актуализированную территориальную схему обращения с отходами. Документ направят в минстрой РФ. К началу февраля будут выработаны предложения по основным параметрам технического задания концессионного соглашения.

“Актуализированная версия включает семь кластерных объектов размещения отходов – комплексных полигонов, четыре внутрирайонных объекта размещения отходов – комплексных полигона и 81 площадку временного накопления ТКО. В переходный период будет действовать пять объектов для обеспечения потребностей Новосибирской агломерации и один мусороперерабатывающий завод”, – сообщила представитель разработчика терсхемы – генеральный директор АО “Экооператор” Лариса Анисимова.

По ее словам, в перспективе предполагается создание четырех объектов размещения отходов мощностью от 150 до 400 тысяч тонн в год. Срок реализации концессионных (инвестиционных) проектов – не более 25 лет.

Между тем на территории завода “Сибсельмаш” открылось новое производство по утилизации опасных отходов. Комплексная переработка автомобильных и промышленных аккумуляторных батарей позволит получать материалы, которые можно использовать в качестве готового товара или сырья для создания новой продукции. Первым этапом станет ввод в эксплуатацию линии по утилизации опасных отходов, а в дальнейшем предусматривается изготовление марочных сплавов металла и строительных материалов из продуктов утилизации.

Источник: https://rg.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video