Регионы поддержали идею убрать управляющие компании из системы оплаты услуг ЖКХ

Минстрой предложил исключить управляющие компании из цепочки платежей за жилищно-коммунальные услуги. Предполагается, что новую систему – после ее одобрения на законодательном уровне – будут внедрять постепенно в течение года. Авторы идеи полагают, что если жильцы станут платить поставщикам напрямую, то схема расчетов станет более прозрачной, чем та, что сложилась на рынке сегодня.

– В стратегии развития ЖКХ повышение платежной дисциплины – один из приоритетов нашей работы на ближайший год, – отметил заместитель министра строительства и ЖКХ, главный жилищный инспектор России Андрей Чибис. – Особенно это важно сделать на уровне “управляющая компания – поставщик ресурсов”. На счета самой УК должны поступать только деньги за ее услуги – уборку подъезда, текущий ремонт и так далее. Плата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление – ресурсоснабжающей компании. Исключая управляющие компании из финансового потока, мы, во-первых, снижаем риски, а во-вторых, делаем рынок неинтересным для тех, чья бизнес-модель – не управлять жильем, а пытаться заработать на денежном потоке.

Схема, казавшаяся на тот момент идеальной, сложилась несколько лет назад: по любым коммунальным проблемам граждане имеют дело только с управляющей компанией, перечисляют ей деньги за услуги, а уж она рассчитывается со всеми ресурсоснабжающими организациями. Однако с самого момента ее внедрения по всей России начался рост неплатежей: на счета только созданных управляющих компаний начали поступать огромные средства, и многие руководители оказались не готовы механически передать их по назначению. Деньги “застревали” в самом начале цепочки. Сложившаяся ситуация стала негативно сказываться на объемах финансирования ремонтных и инвестиционных программ поставщиков энергоресурсов, что, в свою очередь, привело к увеличению количества инфраструктурных аварий.

Именно такая ситуация сложилась, к примеру, в Смоленске. Задолженность муниципальных коммунальных предприятий, включая крупнейшую в городе управляющую компанию, перед поставщиком тепловой энергии начала нарастать с 2009 года и быстро превысила миллиард рублей. Зимой 2015-2016 годов в городе произошло более 40 крупных аварий на тепломагистралях, из-за которых тысячи людей оставались в мороз без отопления и горячей воды. Немногим лучше ситуация в этом сезоне – и зима еще в самом разгаре… При этом основной проблемой во взаимоотношениях чиновников с поставщиком тепла являются как раз платежи населения. Первым очень хочется, чтобы они проходили через муниципальные структуры, вторые в настоящее время получают их напрямую от горожан и на этой схеме настаивают, не без оснований опасаясь возобновления роста задолженности.

– Когда на счета поступают крупные суммы, можно не устоять, – признает руководитель одной из небольших смоленских УК Андрей Соловьев. – Но мы, например, с радостью бы от всего этого отказались. Соблазнов нужно избегать.

Итак, исключение управляющих компаний из цепочки платежей за коммунальные услуги, как считают эксперты, окажет положительное воздействие на платежную дисциплину в сфере ЖКХ. При этом не стоит ждать мгновенного эффекта, поскольку УК – не единственный посредник в сложной схеме взаимных платежей, а ресурсоснабжающие организации не только не получают средства за поставленные ресурсы, но и сами нередко “забывают” вовремя рассчитаться с партнерами.

В минстрое предполагают, что “расщепляться” платежи будут в банке, и это, судя по всему, наименее безболезненный вариант решения этой проблемы. В Смоленске в аналогичном процессе участвует муниципальный вычислительный центр, неоднократно подвергавшийся критике со стороны участников рынка ЖКХ – и не только за несвоевременные расчеты с поставщиками энергоресурсов, но и как посредническая структура, взимающая часть поступивших от населения платежей в качестве платы за свои услуги. Но и банк – вариант не идеальный. Минувшим летом в результате технического сбоя платежи населения за жилищно-коммунальные услуги, внесенные через один из крупнейших в России онлайн-банков, оказались не “расщеплены”, а перечислены управляющей компании в качестве платы за содержание и ремонт жилья. В следующей квитанции жители города с изумлением узнали о своей задолженности перед поставщиками всех услуг, кроме УК – тут люди заплатили на много месяцев вперед. Исправить эту ошибку безболезненно не удалось, для возвращения платежей и перевода их другим предприятиям нужно было выполнить огромное количество формальностей, и большинство пострадавших оставило все как есть. Как иронизируют продвинутые горожане, “в результате своевременной банковской ошибки управляющая компания получила от населения беспроцентный кредит в преддверии летних отпусков”.

Плата за воду должна начисляться на счета водоканала, за отопление – ресурсоснабжающей компании.

В орловском арбитражном суде идут процессы о взыскании с управляющих компаний долгов за тепло. Спорят о десятках миллионов рублей. Взыскать деньги почти невозможно. Многие компании, накопив долги, вступили в процедуру банкротства. Домами управляют уже другие фирмы.

– В отношении одной из УК возбуждены три исполнительных производства о погашении задолженности более чем на 130 миллионов рублей, – сообщил глава облжилинспекции Юрий Горьков. – На управляющие компании составляются административные протоколы, выдаются предписания. Других способов заставить их работать добросовестно просто нет.

Чиновник не вправе вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов. Поэтому поставщики пытаются взыскать долги через суд. Куда пропали миллионы – неизвестно. Возможно, это выяснит следствие. Жильцы оплачивали счета, но до поставщика деньги не доходили. Такая же ситуация с платой за свет. Общий долг УК перед энергетиками превысил 140 миллионов рублей. Задолженности нет только у трех компаний. А страдают жильцы, поскольку энергетики грозят отключить “общий” свет в доме.

– Управляющие компании взяли на себя обязательства исполнять коммунальную услугу “электроснабжение” и сами начали выставлять счета, – говорит директор по реализации электроэнергии Александр Москвитин. – За счет жителей получили оборотные средства. Но собранные деньги не переводят энергоснабжающей компании, нарушая договорные обязательства.

Теоретически изменить ситуацию могут жильцы. Решение общего собрания – это приказ для УК. Но управляющие компании научились по суду признавать решения собраний недействительными. Дескать, нарушили процедуру. Да и люди плохо в этом разбираются. Договор управления подписывают не глядя. В него-то и включают пункт о том, что собирать коммунальные платежи будет УК.

Как в действительности будет организована схема платежей, пока сказать трудно – будут ли это прямые договоры поставщиков с потребителями или в единой квитанции укажут реквизиты всех получателей средств. При этом увеличения размера комиссии за оплату услуг ЖКХ ждать не приходится – она зависит от общей суммы платежей, которая в данном случае не изменится.

Кстати

– Летом прошлого года управляющие компании в Орле в одностороннем порядке изменили систему платы за воду, – рассказал зампредседателя реготделения “Объединения потребителей России” Рафаил Исламгазин. – Они сослались на часть 7 статьи 155 ЖК РФ, которая предусматривает оплату коммунальных услуг через управляющую организацию.

Существует еще и часть 7.1 той же статьи, которая дает жильцам право оплачивать услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Только мало кто о ней знает. К тому же для изменения схемы платежей надо созвать общее собрание и принять решение. Активистов не хватает. В Орле это привело к тому, что с июля жильцы некоторых домов стали получать по две квитанции – от УК и водоканала. Какую оплачивать? И те и другие грозят судом, если не заплатишь. С двойными платежками разбираются сотрудники Роспотребнадзора, поскольку ситуация подпадает под действие закона о защите прав потребителей. Но и юристы УК не дремлют. Они предложили тем, кто оплатил обе квитанции, требовать возврата денег через суд. Добровольно их уже никто не отдаст, а иск подаст не каждый. Видимо, на этом и строится расчет. Если запретить УК собирать чужие платежи, станет проще.

В Орле выход из ситуации видят еще и в возрождении единых коммунальных квитанций, от которых отказались несколько лет назад, а также во внедрении государственной информационной системы ГИС ЖКХ.

– Она позволит повысить прозрачность работы управляющих и ресурсоснабжающих организаций, – считает зампред правительства Орловской области Александр Ремига. – Граждане смогут получать там информацию об услугах и тарифах и оплачивать жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете.
Кроме того, система позволит не выходя из дома голосовать по вопросам управления многоквартирным домом и запрашивать отчеты у УК. Впрочем, ГИС ЖКХ не даст гарантии того, что УК перестанут присваивать себе чужие средства. Поэтому идея ограничить их полномочия звучит вполне обоснованно.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video