Регионы деградируют под контролем

Система местного самоуправления в российских регионах, которая начала консервироваться два года назад, к началу 2016 года демонстрирует уверенную деградацию. Система стабильна до тех пор, пока экономический кризис не совпадет с конфликтом внутри политических элит. К таким выводам пришли авторы доклада Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина.

По словам Кынева, такая ситуация может сложиться только в ограниченном числе субъектов Российской Федерации.

По данным экспертов КГИ, совпадение по всем трем параметрам неблагополучия наблюдается лишь в семи регионах: Москве, Краснодарском крае, Удмуртии, Пензенской, Ульяновской, Челябинской и Иркутской областях.

Битвы регионов

Краснодарский край «нагнал» негативный эффект от зимней Олимпиады в Сочи, которая состоялась в 2014 году и должна была стать мощным экономическим «драйвером» региона. По мнению профессора факультета социальных наук ВШЭ Николая Петрова, который также принимал участие в исследовании КГИ, «инвестиции в сочинский проект давали хороший эффект базы», однако они упали на фоне крымской проблемы и замедления отечественной экономики.

Кроме того, на развитие региона не влияют положительно конфликты между старыми и новыми элитами. В сентябре 2014 года был отправлен в отставку Александр Ткачев, возглавлявший регион 14 лет, а его место занял Вениамин Кондратьев. Сейчас экс-глава региона является министром сельского хозяйства. «Высокое положение экс-губернатора не дает возможности провести быстрое переформатирование элит, как это было, например, в Коми», — считает Петров.

Также авторы доклада фиксируют увеличение протестной активности, связанной с трудовыми и жилищными правами в Краснодарском крае.

В Удмуртии в 2014 году тоже сменился губернатор-«долгожитель» Александр Волков. Авторы исследования утверждают, что новая администрация региона во главе с Александром Соловьевым страдает от трений между различными группами влияния. При этом в регионе наличествует сильное и организованное протестное движение, а также есть тенденции к ухудшению экономической ситуации.

В Челябинской области есть явные проблемы между представителями власти и силовиками. В качестве примера авторы доклада приводят историю бывшего вице-губернатора региона Николая Сандакова. Сейчас его обвиняют в присвоении 1,5 млн руб. у менеджера Озерского городского округа Евгения Тарасова в обмен на обещание помочь в назначении на должность главы Магнитогорска. Кроме того, Сандаков, по мнению следствия, получил неправомерный доступ к электронным письмам одного из челябинских политологов и сотрудника администрации губернатора, а также получил взятку от директора местного ЧОП «Питон».

Пензенская область, по мнению авторов исследования КГИ, сейчас переживает «поставторитарный синдром». Это наследие губернатора Василия Бочкарева, покинувшего свой пост в 2015 году. Сейчас регионом руководит Иван Белозерцев.

Резкая смена, казалось бы, устойчивых региональных властей — классическая формула подъема социальной напряженности, считают эксперты КГИ. «Чем дольше длится стабильность, которую, иначе говоря, можно назвать застоем, тем более серьезные проблемы будут, когда она закончится», — считает Петров.

Не удается справиться с раздробленностью элит и губернатору Иркутской области Сергею Левченко. Это единственный губернатор от КПРФ, который смог победить на выборах действующего главу региона — единоросса. По мнению экспертов, Левченко до сих пор воспринимается как возмутитель спокойствия на федеральном уровне. Кроме того, в Иркутской области традиционно конкурируют между собой представители строительного комплекса и несколько финансово-промышленных групп.

В группе совпадения всех параметров риска оказалась и Ульяновская область. Губернатор Сергей Морозов руководит субъектом РФ с 2005 года. В докладе отмечается отрицательная динамика уровня жизни в регионе, что вместе с высоким уровнем протестной активности может стать поводом к дестабилизации процесса.

Москва дольше всех других регионов РФ находится на вершине шкалы напряженности, если сравнивать предыдущие доклады КГИ. Столица, где, по словам опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, наиболее сложная структура элит, экономики и общества, фигурирует в эпицентре дестабилизирующих процессов как минимум с конца 2014 года.

Авторы нынешнего исследования отмечают в Москве обострение конфликтов бизнеса и гражданского общества, а также дискредитацию Московской городской думы и бесправное положение органов местного самоуправления.

По мнению Евгения Минченко, директора Международного института политической экспертизы, перечень наиболее напряженных регионов России по версии КГИ не может считаться истиной в последней инстанции. «Есть разные методики, напряженность в регионах можно оценивать и по другим показателям, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — На мой взгляд, особой дестабилизации обстановки в регионах не наблюдается». По его мнению, к числу наименее стабильных регионов можно отнести, например, Амурскую, Челябинскую и Омскую области, а также Марий Эл.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов говорит, что в российских регионах проходят слишком разнонаправленные процессы, чтобы на их основе можно было выработать какой-то тренд. По его мнению, наименее стабильные регионы России — это Коми, Челябинская область и Приморский край.

Качество падает

Эксперты КГИ, впрочем, не считают тревожные процессы в регионах главным поводом для опасения. Более веский повод для беспокойства заключается в том, что «качество регионального управления снижается системно и уверенно», считает Кынев. Это означает, что местные власти не смогут остановить дестабилизирующие процессы, если они все-таки придут в действие.

«Если уровень конфликтности показывает наличие конфликтов, то уровень институциональной развитости и адаптивности управления показывает наличие скорее механизмов их разрешения», — гласит текст доклада КГИ.

Оптимальная система региональной власти, по мнению авторов исследования, — «это сочетание институциональной адаптивности и построения в органах власти балансов, учитывающих интересы разных элитных групп, с кадровой стабильностью и административной устойчивостью».

Виной тому — муниципальная контрреформа 2014–2015 годов, в результате которой в целом ряде регионов были отменены (юридически или фактически) прямые выборы мэров и других управленческих должностей. Таким образом политическая система вновь начала консервироваться и оттеснять от участия во власти потенциальных представителей «новых элит».

Николай Петров считает, что пока власти не о чем беспокоиться: просто потому, что у нее нет конкурентов. «Наша политическая система остается архаичной. В ней нет места контрэлитам, которые могут служить очагом напряженности. В большинстве случаев элита консолидирована по принципу жесткого авторитарного руководства», — рассказал эксперт КГИ.

«Тех игроков, которые могли бы бросить вызов системе, просто нет. Однако когда авторитарный лидер уходит со своего поста, оказывается, что нет выстроенных и работающих институтов системы», — добавил Петров.

Другой автор доклада, доцент факультета социальных наук ВШЭ Алексей Титков, предполагает, что во всех перечисленных регионах — кроме Краснодарского края и Пензенской области — могут возникнуть проблемы для партии власти в преддверии думских выборов.

«В условиях доминирования «Единой России» она, скорее всего, везде получит первое место, но результаты могут быть ниже среднего. Где-то есть риск упасть за символический барьер в 50%», — считает эксперт.

Что касается Краснодарского края и Пензенской области, там просто стоит ждать снижения привычных результатов, говорит он. До сих пор в этих регионах существовали настоящие «политические машины», приносящие заоблачные результаты, но сейчас они будут скромнее, полагает Титков.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video