Мусор в дело

За рубежом экологический вопрос давно уже стал обязательным пунктом долгосрочных стратегий компаний. На рынке с успехом вращаются “зеленые” облигации – ценные бумаги, выпускаемые для финансирования проектов по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата, рациональному использованию природных ресурсов и переработке вторсырья.

Отечественному бизнесу до этого пока далеко. В стране по-прежнему остро ощущается дефицит мощностей по переработке отходов.

Из твердых коммунальных отходов (ТКО) в хозяйственный оборот вовлечено около 7,5 процента, остальной мусор просто захоранивается или сжигается. Показатели переработки бумаги и резины составляют 36 и 10 процентов соответственно. Это во многом объясняется отсутствием инфраструктуры по переработке отходов. По данным минприроды, потребность инвестиций в ее создание оценивается в 150 миллиардов рублей. Объемы финансирования сейчас – 8 миллиардов в год.

Система раздельного сбора отходов – удовольствие недешевое. “Деньги, и весьма приличные, появляются на конце цепочки – переработка и вторичное использование разделенного мусора. А финансовые вложения требуются в самом начале”, – констатирует Алексей Поляков, соучредитель и председатель правления Совета по экологическому строительству в России. Речь об инфраструктуре раздельного сбора: контейнерах, площадках, компакторах, работе с населением и арендаторами, с управляющими компаниями, пунктах приема.

Создают проблемы и пробелы в нормативно-правовой базе. Среди наиболее заметных препятствий эксперты отмечают отсутствие в Налоговом кодексе понятия “заготовитель (физическое лицо) вторичных ресурсов”, хотя заготовители дикорастущих растений там есть, говорит вице-президент НКО “СоюзРесурс”Александр Никольский: “И они освобождены от НДФЛ, то есть сегодня, чтобы законно заплатить 100 рублей бабушке или школьнику, предприятию, необходимо получить у него паспорт, сформировать налоговое дело и заплатить НДФЛ. Во многом именно поэтому население, по сути, исключено из процесса сбора вторичных ресурсов и лишено возможности получить дополнительный доход”.

А предприятия – поставщики вторичного сырья не только получают выгоду, но и, наоборот, несут расходы, так как сейчас они должны с каждой партии заплатить НДС, который уже был выплачен на этапе первичного производства этого сырья. “Для производств это сильно снижает привлекательность использования вторички, а для поставщиков проблема в том, что, учитывая наличие возможности зачета НДС, процветают фирмы-однодневки, существование которых не позволяет капитализировать легальные производства, что ведет к деградации отрасли”, – отмечает Никольский.

При этом власти много говорят о нехватке предприятий, занимающихся переработкой вторсырья. В то же время бизнес сообщает, наоборот, о недостатке вторсырья для переработки. “Я тщательно изучала потребности рынка и нашла большое количество предложений купить сырье и очень мало – про продажу сырья”, – говорит предприниматель Мария Шипицына.

И для переработчиков, и для поставщиков вторичного сырья перепады спроса и предложения – ключевой риск. Отсутствие уверенности в поставке сырья по прогнозируемым ценам делает проект предприятия по переработке трудноосуществимым, а недостаточный спрос на вторсырье снижает целесообразность выделения его из отходов. “Нестабильность как предложения, так и спроса будет характерна для этого рынка в любом случае в силу особенностей процесса сбора отходов, но с увеличением количества предприятий по переработке и ростом предложения вторсырья на рынке, волатильность будет снижаться”, – уверен Александр Никольский.

Кроме того, вывоз раздельного мусора и его последующую переработку должна осуществлять организация, имеющая лицензию, а ее не интересуют малые объемы мусора. “Минимальный объем, который интересен подрядчикам, – 8 куб. м, или 10 малых контейнеров по 0,8 куб. м., – говорит Марина Великорецкая, глава компании SVN. – Мы организовали в офисе сбор макулатуры. Проблема возникла, когда встал вопрос о ее сдаче. Ни одна из компаний, которая занимается вывозом мусора, не согласилась забрать такое малое количество бумаги (около 25 кг). Нам пришлось самостоятельно отвозить собранную макулатуру в приемный пункт”.

Ежегодно в России образуется свыше 56 миллионов тонн отходов. “Всего в стране более тысячи полигонов, около 15 тысяч санкционированных свалок, еще 17 тысяч несанкционированных свалок и около 13 тысяч несанкционированных мест размещения отходов”, – перечисляет председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. При этом максимум, что есть на официальных полигонах, – это линии ручной и очень редко полуавтоматической сортировки отходов. Предприятий по сжиганию мусора или переработке сортированных отходов очень и очень мало. “Когда бизнесмены говорят, что им не хватает сырья, речь идет об отсутствии целостной системы их сбора, сортировки и транспортировки. Мусор сгружается на левые свалки или в овраги и не доезжает до официального переработчика. Проблема должна быть решена в рамках создания региональных операторов и территориальных схем обращения с отходами”, – полагает Чернин.

Сбор, переработка и захоронение отходов и мусора сегодня бизнес полукриминальный. Не так просто изменить систему сбора отходов. Для этого нужна готовность населения, технические возможности мусоровозов, станций сортировки и перерабатывающих производств, перечисляет Елена Смирнова, ведущий эксперт Экобюро GREENS. Однако, возможно, что самое важное – это строгий контроль прозрачности обращения с мусором. Как ни парадоксально это звучит, мусор должен быть чистым.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video