За теплом в альтернативную котельную

Правительство опубликовало законопроект о реформе рынка теплоэнергетики в ЖКХ: в корне меняется тарифная модель и система взаимоотношений, куда включено все городское население и множество юридических лиц. Целевая модель с единой теплоснабжающей организацией хорошо работает в странах Северной Европы, успокаивают аналитики, а цены “альтернативной котельной” не должны напугать ни поставщиков, ни потребителей. Зимой узнаем…

ЕТО альтернативная котельная, дружок

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании правительства 26 мая 2016 года и теперь вносится в Госдуму. Намечено изменение регулирования: от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения – к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя. Такая предельная цена определяется ценой поставки энергии от условного альтернативного, замещающего централизованное теплоснабжение источника (цена «альтернативной котельной»).

 Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемый впервые, может быть ниже уровня цены «альтернативной котельной». В этом случае предельный уровень поэтапно доводится до предельного, соответствующего цене «альтернативной котельной», в соответствии с графиком, утверждаемым однократно без последующих изменений на срок не более 5 лет, а в случаях, установленных правительством, – на срок не более 10 лет.
 Изменяется роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО): она становится единым центром ответственности в системе теплоснабжения, все отключения горячей воды и отопления теперь “на ее совести”. теплоснабжении перед каждым потребителем в соответствии с федеральными требованиями. Контролировать поставщиков тепла, вплоть до наличия у тех инвестиционных планов, будут муниципалитеты.

Новая модель будет внедряться поэтапно на территории отдельных поселений и городских округов в разных ценовых зонах теплоснабжения, утверждаемых правительством.

Сейчас обычно статус ЕТО получает компания, обладающая самой протяженной сетью, писал “Эксперт”. Магистральные сети всегда длиннее распределительных, а это значит, что владелец магистралей (часто ТЭЦ) и становится ЕТО, куда уходят деньги и функции регулятора. Котельные же ничего не получают. С другой стороны, сейчас деньги часто не доходят до организаций, генерирующих тепло. В целом у программы есть то узкое место, что в целом ряде мест она потребует значительных инвестиций, источники которых придется изыскивать всеми возможными способами. В целом это программа дерегулирования со стороны государства и передачи дел и ответственности разного рода субъектам, корпоративным (в случае крупных ТЭЦ), частным, муниципальным. В нынешней экономической ситуации дело рискованное, хотя участники многочисленных обсуждений говорят, что куда-то двигаться все равно надо.

Ценам обещают стабильность

Целевая модель уже существует в других странах, где есть централизованное теплоснабжение, например, в странах Северной Европы, – рассказывает эксперт центра «Общественная дума» Сергей Литвиненко. Её суть в том, что в каждом поселении или районе, где есть централизованное теплоснабжение,  определена единая теплоснабжающая организация (ЕТО). Как правило, ею становится самая большая организация в этой местности. Она отвечает за надёжность и качество теплоснабжения, полностью выстраивает все планы инвестиций и планы развития в этом секторе. При этом вместо государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается предельный уровень цены на тепловую энергию. Он определяется, не исходя из затрат или какой-то нормы прибыли, а исходя из цены альтернативной котельной, то есть альтернативного источника теплоснабжения.Вместе с тем, – говорит Сергей Литвиненко, те теплоснабжающие организации, которые не станут ЕТО, рискуют стать банкротами. А с другой стороны, возможно большое число жалоб в ФАС на злоупотребление доминирующим положением. Для того чтобы цены для потребителей не подскочили, необходимо создание ясных экономических условий работы ЕТО, – уверен эксперт.

Между тем, по статистике, в 60% поселений уже сегодня тариф выше, чем указанная цена альтернативной котельной, – отмечает член рабочей группы Агентства стратегических инициатив по улучшению налогового администрирования Дмитрий Липатов. – Это значит, что можно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных 40% поселений пока тариф ниже, поэтому там рост тарифов продолжится, но под контролем. Планируется, что в большинстве случаев этот рост будет в пределах инфляции или плюс 1% к инфляции, но иногда будет и плюс 2-4% сверх инфляции. Однако, в целом по стране планируют выдерживать рост тарифов в пределах инфляция плюс 1%.

Если разработанные нововведения будут хорошо реализованы, то к 2020-2023 годам на всей территории РФ начнет действовать целевая модель рынка тепловой энергии, – считает Дмитрий Липатов. Она предполагает умеренный и нечастый рост тарифов на теплоснабжение для потребителей и повышение надежности систем теплоснабжения за счет стимуляции интереса инвесторов к данной сфере. В целом, как свидетельствует опыт стран Европы, при должном уровне реализации и ответственном подходе этого вполне можно будет достичь.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video