Регионы УрФО не готовы к новой модели теплового рынка

Принятие федерального закона о поэтапном переходе на новую модель регулирования теплового рынка ожидается в текущем году. С отставанием от электроэнергетики на десять лет тепловая отрасль наконец-то начинает разворачиваться к рынку, отмечают эксперты. Тем временем в регионах идет дискуссия о том, готовы ли местные власти, бизнес и население к новым отношениям.

Систему пора менять

Идея системного “форматирования” отрасли обсуждается четвертый год, с 2012-го. Суть концепции, известной как модель “альтернативной котельной”: в крупных городах появятся единые теплоснабжающие организации (ЕТО), которые будут отвечать за весь процесс доставки тепла от производителя к потребителю (сейчас выстраивание этой цепочки находится в руках местных администраций). Для ЕТО зафиксируют потолок тарифов, определять который как раз и будут по принципу “альтернативной котельной”: это наименьшая цена тепловой энергии, которая окупает строительство новой котельной, альтернативной централизованному теплоснабжению. Причем если существующие расценки на тепло ниже назначенного потолка, то их плавно повысят, если же они превышают планку – заморозят. Все это, по замыслу авторов идеи, позволит создать на рынке теплоснабжения эффективный и конкурентный бизнес.

В 2014-м федеральное правительство разработало законопроект и утвердило “дорожную карту” реформы, согласно которой перемены должны были уже наступить в январе 2016 года, а полный переход на новые рельсы ожидался в 2020-х. Однако, заявляют отраслевые эксперты, в какой-то момент поезд свернул не туда.

– Федеральный закон так и не принят, сроки “дорожной карты” сорваны, и мы по пути вместе с водой выплеснули и ребеночка: та модель, которая предлагается в законопроекте, не соответствует изначальным принципам реформы, – говорит член экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике Парвиз Абдушукуров. – Например, степень вмешательства регуляторов в деятельность бизнеса неприемлема, а ключевые решения в этой сфере отнесены с федерального на региональный и местный уровни.

Пока реформа буксует, складывается парадоксальная ситуация: на теплоснабжение существует стабильный спрос, однако бизнес в этой сфере убыточен

А тем временем в регионах идет ненавистная “большой” энергетике “котельнизация”, в результате которой ТЭЦ, выдающие относительно дешевое тепло за счет когенерации, повсеместно закрываются или распродаются. Для их замещения строят котельные с небольшими капитальными затратами, но высокими операционными. На теплосетях растут износ и аварийность, в регионах увеличиваются тарифные диспропорции. И это все – на фоне роста неплатежей потребителей, который ставит под угрозу реализацию текущих ремонтных программ. Так, сегодня долги потребителей за тепло в целом в стране превысили 200 миллиардов рублей. В Свердловской области сумма приближается к девяти миллиардам.

– В результате складывается парадоксальная ситуация: на теплоснабжение существует стабильный спрос, однако бизнес в этой сфере убыточен, – отмечает Парвиз Абдушукуров.

Крышка для цены

Отвечая на вопрос “что делать?”, эксперты в первую очередь говорят о ценах. Нужно, чтобы тариф на тепло был понятен каждому.

– Более того, у потребителя перед глазами должен быть какой-то ориентир, максимально высокая планка цены. И все будут понимать: если власть или теплоснабжающая организация перешагнут через нее, то потребитель может начать “смотреть на сторону”, например, задуматься о строительстве собственной котельной, как это сегодня происходит в электрической генерации, – говорит Парвиз Абдушукуров.

Второй момент – необходимо совершенствовать правила присоединения к теплосетям. Для этого придется отменить деление потребителей на категории и даже само понятие “льготное подключение”. Первыми из-за льготников тревогу забили те же электроэнергетики. Нерыночная цена (порядка 500 рублей) за присоединение потребителя к электросетям вынуждает компании закладывать издержки в сетевой тариф. В итоге диспропорции в цене начинают быстро усугубляться. Например, тариф на электроэнергию на оптовом рынке сегодня составляет порядка 150 рублей за киловатт, а население, например в Челябинске, платит четыре рубля. Вся разница ложится на промышленного потребителя, который через несколько лет такой жизни опять же задумывается о собственной электростанции. Теперь ситуация рискует повториться на рынке тепла, когда котловой тариф, в котором сегодня скрыты убытки неэффективных источников, сменится новой тарифной моделью.

Для наведения порядка придется унифицировать сам процесс подключения потребителей, синхронизировать правила подведения коммуникаций к строящимся объектам, чтобы энергетикам, водопроводчикам, газовикам, связистам не приходилось копать по семь траншей к каждой новостройке. Вместо этого вся инженерия должна размещаться в технологических коридорах, расположенных на землях с установленным публичным сервитутом.

В-третьих, система не заработает, если потребитель бездействует – не управляет своим имуществом. По мнению Абдушукурова, проблема в том, что жители в большинстве своем не ощущают себя собственниками и не умеют управлять многоквартирным домом.

– Каждый знает, что владеет конкретной квартирой. А общедомовое имущество с точки зрения закона будто висит в воздухе. На практике игнорируется, что без согласия собственника нельзя делать что-то в подвале или на крыше. Нужны соответствующие поправки в законы, например, в свидетельстве о праве собственности указывать, что вместе с квартирой человеку передается во владение одна двухсотая часть общедомового имущества, – говорит эксперт.

В этом случае бизнес управляющих компаний станет более устойчивым, наладятся их отношения с ресурсоснабжающими организациями. Скажем, в Европе любая УК, действующая в интересах собственников, без проблем может получить коммерческий кредит в банке.

Формальная готовность

Обязательное условие успешного реформирования системы – наличие в городах схем теплоснабжения. Сегодня закон обязывает все муниципалитеты иметь такой документ, без него город не получит софинансирования из бюджетов более высоких уровней, не сможет принимать и выполнять инвестпрограммы, развивать теплоснабжение.

Екатеринбург первым в УрФО принял такую схему и защитил ее в Минэнерго РФ. Эксперты оценивают документ высоко, отмечая, что он выполнен качественно и увязан с генеральным планом развития города. Однако исполнение схем в других городах вызывает множество нареканий.

– Главы мелких муниципалитетов часто формально подходят к этому вопросу. По дешевке нанимают исполнителя, нередко иногороднего. Он дистанционно запрашивает документы и выдает чисто формальную схему, – рассказывает зампредседателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов. – Так что схемы практически у всех городов готовы, но их качество совершенно разное.

Многие мэры зафиксировали в схемах теплоснабжения фактическую ситуацию, заплатив разработчикам копейки, лишь бы к ним не было претензий со стороны прокуратуры и областных властей

Нечего и удивляться, что составленные подобным образом документы не являются в городах руководством к действию. В том числе и поэтому в области становится возможной упомянутая выше “котельнизация”.

– На Серовской ГРЭС в конце прошлого года запустили современный энергоблок, нацеленный на выработку только электрической энергии, без теплофикации, – рассказывает эксперт комитета по энергетике Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Сергей Сысков. – Теплом же весь город Серов и прилегающие к нему поселки снабжают котельные, оборудованные еще в середине прошлого века. Теплотрасса от станции разобрана на металлолом. Та же ситуация в Новоуральске, который обеспечивался от Верхнетагильской ГРЭС, и Среднеуральске, где стоит СУГРЭС – крупнейшая станция в области. Все новое жилье в городе будет снабжаться теплом от крышных котельных. Разве это государственный подход? Нет. Разве это было заложено в схеме теплоснабжения? Нет.

Причину появления в глубинке некачественных схем аналитики видят в том, что ответственность за них передана с федерального уровня на местный.

– Когда в энергетическом сообществе начинали говорить о схемах теплоснабжения, полагалось, что в больших городах контроль и экспертную оценку осуществляет Минэнерго РФ, а в небольших – областная власть. Но по факту в малых городах все решения оказались на уровне мэра, – говорит директор Свердловского филиала ПАО “Т Плюс” Владимир Бусоргин. – И многие мэры зафиксировали в схемах фактическую ситуацию в теплоснабжении, заплатив разработчикам копейки, лишь бы к ним не было претензий со стороны прокуратуры и областных властей. Я считаю, схемы теплоснабжения малых городов нужно тоже перенести на уровень компетенции федерального министерства и тем самым повысить качество документов. Мы пробовали участвовать в этих процессах, но нас просто не слушают. Поэтому из проектов в областных городах компания уходит.

Еще хуже обстоят дела в соседнем миллионнике – Челябинске. Из-за многочисленных разногласий между муниципальными властями и бизнесом схема здесь так и не была принята – ни с первого, ни со второго, ни даже с третьего раза. По словам директора городской теплосетевой компании Игоря Рындина, в отсутствие основополагающего документа приходится несладко: компания с трудом решает земельные вопросы при подключении новых объектов. Нет согласованной инвестиционной программы, не определены источники финансирования и единая плата за единицу мощности. Идут бесконечные споры с регуляторами: сегодня в судах находится 19 дел на сумму около 120 миллионов рублей. На каждом этапе подключения приходится решать проблемы, которые так и норовят “закольцеваться”.

– Например, мы не можем определить трассировку для подключения нового объекта, поскольку изначально должен быть проект. Чтобы его сделать, нужно получить деньги. А для этого придется заключить с потребителем договор о подключении. Чтобы заключить договор о подключении, нужно получить плату. А чтобы получить плату, нужно в том числе разработать трассировку, – разводит руками Игорь Рындин.

Заложниками ситуации оказались все игроки городского рынка теплоснабжения, и перемен не ожидается, пока схема не будет откорректирована и принята. Возможно, это произойдет в нынешнем году. В 2016 году намерен наконец закончить работу над своей схемой теплоснабжения и передать ее на согласование в Минэнерго РФ еще один крупный город УрФО – Тюмень, где тоже не обошлось без серьезных разногласий.

Комментарий

Евгений Гашо, советник управления экспертно-аналитических работ Аналитического центра при правительстве РФ:

– Наш центр провел опрос участников рынка в регионах: большинство не против новой модели рынка тепла, только 80 процентов просят начать не с них. Принципы реформы понятны всем, однако надо ответить на вопрос, как их реализовать, “приземлить” в конкретном муниципалитете. Необходимо собрать данные, на примере кейсов различных городов показать варианты решения проблем, потому что единого рецепта нет. Затянувшиеся споры в регионах по ряду аспектов реформы переходят в неконструктивную плоскость. Я уверен: сообществу пора учиться сближать позиции, выработать алгоритм достижения компромисса.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video