Законы проанализируют по целям и по факту

С 1 января начнет проводиться оценка фактического воздействия (ОФВ) действующих нормативных правовых актов. На уровне такой оценки, если упрощенно, сравнивается, чего хотели достичь и чего достигли по факту, какие барьеры не хотели устанавливать или писали в отчетах об оценке регулирующего воздействия ОРВ, что их не будет, но они возникли на практике и повысили издержки или риски бизнеса.

Осуществлять весь цикл предварительного анализа – от подготовки отчета до заключения об оценке – будет пока минэкономразвития. Решение по акту и заключению о его фактическом воздействии будет приниматься правительственной комиссией по проведению административной реформы, что естественно поднимает на высокий уровень статус решения и ускоряет судьбу поправок в акт, если они необходимы. С 1 июля 2017 г. система должна превратиться в децентрализованную и в оценку вступают собственно создатели оцениваемых актов – федеральные органы исполнительной власти будут готовить отчет об ОФВ, а минэкономразвития только заключение.

Оценка проводится по ежегодному плану, проект которого должен обсуждаться публично, чтобы заинтересованные стороны могли дать свои предложения. В первую очередь в проект плана попадают акты, которые проходили ОРВ, будучи еще проектами. Важным отличием от действующей ранее процедуры экспертизы является то, что в план могут попасть и законы, и постановления правительства, в то время как до 1 января 2016 г. экспортировались только ведомственные акты. Масштабы такой экспертизы были незначительны – за весь период действия постановления правительства РФ от 29.07.2011 г. N 633 анализу на предмет выявления административных барьеров подверглось не более 80 актов, в то время как выпущены тысячи новых. Сама система участников выстраивалась наподобие той, что будет действовать для ОФВ до середины 2017 г. Все – от публичных обсуждений до отчета и представления предложений в минюст – делало минэкономразвития. Планы тоже составлялись этим ведомством, которое руководствовалось, по-видимому, возможностями штата отдельного уполномоченного департамента или собственно своей пропускной способностью, с некоторым прислушиванием к предложениям в план, поступающим от бизнеса. Весь выход – примерно 20 актов в год, включая очевидно требующие отмены еще ведомственные акты времен СССР.

С чем входим в новый год и новую процедуру? Тот же департамент. Та же конструкция процедуры. Тот же штат специалистов, ограниченный количеством. Но есть новая методика, расширенные задачи анализа – ОФВ требует не только оценки издержек или излишних барьеров, но и определения, достигли ли поставленные при разработке проекта цели, решена ли проблема, снизились или исчезли негативные эффекты. Вероятно, повысится и уровень оцениваемых актов – до правительственных постановлений и даже законов. Это тоже дополнительный объем работы. Сделать халтурно в самом начале нельзя, да и уполномоченный департамент не позволяет себе это делать. Вывод напрашивается сам собой – оценка не будет массовой, все ожидания об объемной ревизии законодательства напрасны. Между тем на ОРВ в год заходит около 1000 проектов актов. Еще с пару сотен дает Госдума (эти акты тоже могут попасть в список, если это поручит правительство или президент). 20 актов на ОФВ – тот максимум, который дает нам возможность предположить сложившаяся практика экспертизы в 2012-2015 гг., – не смотрятся серьезными. Да и плана с перечнем этих актов общественность еще не увидела, рубрики на официальных сайтах минэкономразвития не создано. Пилотный режим…

Смотрим далее – в год 2017-й. Децентрализация. Мы видели, к чему она привела в оценке проектов актов. Да, ведомства-разработчики в некоторой степени повысили качество подготовки сводных отчетов, но именно подготовки, или, лучше сказать, заполнения полей отчета. Качество и глубина самой оценки до сих пор хромают и, видимо, их повышение уже не имеет больше ресурса. Самые плохо заполняемые разделы до сих пор – показатели, цели регулирования, расчеты издержек бизнеса и бюджета, риски, которые могут возникнуть и которыми следует управлять для достижения цели, т.е. те, что затем сопоставляются с реальностью уже на этапе ОФВ. До сих пор в ходу написать в отчете за цель “повышение гибкости законодательства в сфере N”. Какие показатели к такой цели могут быть? Степень упругости законодательства или поверхностного натяжения?

Для кого оно прогибается? Словом, в 2017 г., если ситуация в сфере ОРВ будет сохраняться на том же уровне, мы придем к удвоению проблем в сфере уже ОФВ. Системные ошибки на первом этапе дадут рост ошибок на последующем. Просто представить, что разработчик проекта акта может в момент превратиться в “унтер-офицерскую вдову” и написать в отчете об ОФВ по этому акту, что, увы, ошиблись при прогнозе, и риски вот вылезли, и предлагается отменить наше создание, не представляется возможным.

Оставить централизованную модель нельзя, порог пропускной способности департамента минэкономразвития ограничен. Нужен ли институт, который проверяет один процент актов, которые плодят ФОИВы и Госдума? Однако другое решение можно нащупать. На этапе проектирования регулирования, подготовки актов к инициативам бизнес-ассоциаций, отдельных бизнесов, омбудсмена регуляторы смотрят с настороженностью – ведь есть риск лоббизма.

Ну хорошо, здесь отрегулировано так, что ведомство и уполномоченный орган как бы советуются, консультируются с предпринимательским сообществом, решение оставляя за собой, отчеты тоже. Ну а что на этапе, когда акт уже вовсю действует и идет его оценка. У регулятора другой интерес – доказать, что все нормально, на выходе отчет о хорошем. Минэкономразвития, чтобы докопаться до сути в такой ситуации, надо фактически оценку провести заново. Вот тут-то и следовало бы использовать “лоббизм” выразителей интересов предпринимательского сообщества, здесь-то он в положительную сторону играет. Если посмотреть, что делают и о чем говорят сейчас ключевые бизнес-ассоциации, федеральный и региональные бизнес-омбудсмены, то можно заключить, что ресурс есть, умение доводить позицию есть, оформить ее – тоже есть. В Экспертном совете при правительстве РФ присутствует несколько сотен экспертов. Агентство стратегических инициатив аккумулирует массу рабочих групп по НПИ. Без малого экспертная армия. Исключите “лишнее звено” – написание отчетов разработчиками. Передаете его самому бизнесу и представителям его интересов. Всего лишь заформатировать отчет об ОФВ и дать приемлемые примеры изложения результатов и применения методики. Эти отчеты не в пример лучше будут, чем отчеты об ОФВ, наштампованные органами власти. Возможно, следует обсудить риски и управление ими при таком решении. Не исключаю, что есть и другие решения. Год, до 2017-го, у нас есть время на дискуссии по этому вопросу. Но это совсем немного.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video