Субподрядчиков вводят в контрактную систему

Generalnyj-podrjadМинэкономики продолжает править закон о контрактной системе. Новые законопроекты, опубликованные ведомством, требуют раскрывать субподрядчиков по дорогим госконтрактам — для борьбы с “откатами” и коррупционными схемами — и поднимают контроль над муниципальными закупками на уровень субъектов РФ. Проверять региональных контролеров будет ФАС — в службе и на рынке приветствуют новации, говоря, что, по сути, муниципального контроля закупок в РФ де-факто и не было.

В соответствии с планом Генпрокуратуры по борьбе с “откатами” (утвержден указом президента N226 от 11 апреля 2014 года) Минэкономики опубликовало поправки к закону о контрактной системе, требующему раскрытия информации о привлекаемых поставщиками субподрядчиках и соисполнителях госконтрактов и согласования с ФАС возможности заключения контрактов с единственным поставщиком при привлечении им субподрядчиков с долей более 10% цены контракта.

Сейчас информация о субподрядчиках предоставляется заказчику, но не раскрывается публично (по федеральным контрактам дороже 1 млрд руб., по региональным — дороже 100 млн руб.). Новый механизм “обеспечит распространение общественного контроля и сделает публичными факты привлечения недобросовестных посредников”,— надеются в министерстве, отмечая, что через посредников реализуется ряд коррупционных схем — в том числе с участием организаций, аффилированных с должностными лицами заказчика. Инициатива Минэкономики предполагает снижение и ценового порога контрактов, при котором будет раскрываться информация о субподрядчиках,— его определит Белый дом. Также документ требует раскрытия информации о решениях контрольных органов — о согласовании или несогласовании заключения контрактов с единственным поставщиком.

Еще одним проектом (уже внесен в правительство) ведомство упразднит контроль закупок на муниципальном уровне. Функции по контролю таких закупок перейдут к контрольным органам субъектов РФ, а ФАС сможет их проверять. Также министерство предлагает установить систему оценки эффективности контроля в сфере закупок и создать межведомственный консультативный орган для выработки единых принципов и методологии его осуществления.

Причина передачи контроля на региональный уровень — “недостаточная эффективность реализации муниципальными контрольными органами своих функций”, говорится в пояснительной записке к документу. Как заявляла на прошлой неделе на конференции по антимонопольному регулированию начальник управления контроля госзаказа ФАС Татьяна Демидова, в реальности “в большинстве муниципальных образований контрольные органы так и не были созданы”. Руководитель портала FindTenders Владимир Ивлиев отмечает, что до сих пор у некоторых муниципалитетов есть сайты, где они могут публиковать закупки у единственного поставщика, оказывающиеся вне общественного контроля. По его мнению, “это напоминает ситуацию до принятия 94-ФЗ, когда торги вроде как публиковались, но о них знали только свои поставщики”. “Если такого рода закупки будут публиковаться хотя бы на региональных порталах, то прозрачность значительно возрастет”,— считает он.

ФАС будет проверять региональные контрольные органы в режиме мониторинга — “как они трактуют нормы, как и чем руководствуются и т. д.”, пояснили “Ъ” в службе. Омбудсмен по закупкам, гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро вчера заявил “Ъ”, что одобряет законопроект — по его мнению, нынешняя система “никак не работает” из-за малого числа компетентных контролеров. “Сами себя муниципалитеты проверять не должны”,— говорит он.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video