“Жилье для российской семьи” становится популярной у застройщиков, но не у потребителей

nedФедеральная программа “Жилье для российской семьи” завоевывает все большую популярность среди застройщиков Алтайского края, а вот жители региона пока не торопятся в ней участвовать. По мнению экспертов, во всем виновата экономическая нестабильность и низкая информированность населения о возможностях ФЦП.

Напомним: программа “Жилье для российской семьи” стартовала в стране год назад, и Алтайский край взял на себя обязательство возвести за три года (к июлю 2017-го) не менее пятидесяти тысяч квадратных метров социальных новостроек. Но застройщики тогда не проявили к ней особого интереса. Только одна компания взялась построить все запланированные “квадраты” в Новоалтайске. Такая неактивность объяснялась просто: на рынке был стабильный спрос, и цены – в полтора раза выше “социальных” тридцати тысяч рублей за квадратный метр (в первоначальном варианте программы. – Прим. ред.). Зачем заморачиваться с дешевым жильем и соблюдать жесткие требования, если можно стоить малогабаритки, идущие влет по пятьдесят тысяч рублей за “квадрат”?

За год изменились и условия программы, и ситуация на рынке. Стоимость квадратного метра в “программных” новостройках выросла до 35 тысяч рублей, а спрос на рынке в нынешних экономических условиях упал почти до критического. Сегодня застройщики привлекают покупателей различными акциями и скидками, но те не торопятся за ключами от новых квартир. Тут-то строители и вспомнили о ФЦП “Жилье для российской семьи”: в конце июля текущего года сразу две крупных барнаульских компании стали ее участницами. Они планируют построить еще 34 тысячи социальных “квадратов” в Барнауле (22 тысячи – на Южном и 12 тысяч – в квартале 2008, на Павловском тракте). Если все заявленные новостройки будут введены, то край перевыполнит взятые на себя “программные” обязательства в полтора раза, построив более восьмидесяти тысяч квадратных метров вместе первоначальных пятидесяти.

– Ситуация на рынке сегодня, действительно, сложная, а участие в программе – возможность привлечь дополнительных покупателей, – пояснила корреспонденту “РГ” руководитель одной из этих компаний Зинаида Герасимович. – Стоимость жилья вполне приемлемая для застройщиков – 35 тысяч рублей плюс четыре тысячи компенсации за строительство инженерной инфраструктуры. В итоге получается 39 тысяч рублей за квадратный метр. Если сравнивать с рыночными ценами, то сейчас в районе Павловского тракта в Барнауле новое жилье стоит от 35 до 42 тысяч рублей.

По словам Зинаиды Герасимович, очень жесткие условия программы не позволили компании сразу стать ее участницей. В частности, застройщику необходимо было возводить не менее 25 тысяч квадратных метров на одной площадке. Позднее эту планку снизили до десяти тысяч “квадратов”, что позволило компаниям включиться в программу даже с одиночными объектами. Кроме того, новостройка не должна быть обременена договорами с дольщиками, не участвующими в ФЦП. “Нам пришлось расторгнуть несколько договоров, чтобы наш строящийся дом смог войти в программу”, – отметила представитель компании.

Застройщики явно активизировались, а вот жители региона пока не выстраиваются в очередь за “социальными” квартирами. По данным Алтайглавстроя, на данный момент о своем желании участвовать в программе заявило всего 57 семей, тогда как, по самым скромным подсчетам, на восемьдесят тысяч “квадратов” нужно найти более тысячи желающих их приобрести.

– Одна из причин такой пассивности – отсутствие интереса к жилью за пределами краевой столицы, – считает замначальника ведомства Андрей Геттих. – Мы надеемся, что включение в программу крупных застройщиков и домов в Барнауле повысит активность участников. Еще одна причина – население плохо информировано об условиях программы. Многие считают, что в список граждан, имеющих право приобретать такое жилье, входят исключительно льготники. Но это не так. Программа доступна для большинства работающего населения, имеющего стабильный доход и возможность привлечь свои или кредитные средства на покупку квартиры. В частности, в списке потенциальных участников есть категория, под которую подходят многие – условий только два: в имеющемся жилье на каждого члена семьи должно приходиться менее восемнадцати квадратных метров, а семейных доход при этом не позволяет приобрести новое по рыночным ценам. Чтобы люди это понимали, мы намерены активно популяризировать программу.

Однако некоторые эксперты опасаются, что популяризация тут не поможет – уж очень низка инвестиционная привлекательность такого жилья в нынешних рыночных условиях. Ценой в 35 тысяч рублей за “квадрат” сегодня никого не удивишь. Хотя средняя стоимость на первичном рынке Барнаула составляет около 44 тысяч рублей, сейчас можно найти квартиры в новостройках и по 33-35 тысяч рублей за квадратный метр. А один из застройщиков объявил распродажу по тридцать тысяч.

– Это, скорее, рекламные акции в условиях экономической нестабильности, нежели реальная цена на рынке, – комментирует ситуацию президент Союза риэлторов Алтайского края Марина Ракина. – Сегодня есть определенное снижение спроса, но я бы не сказала, что оно катастрофичное. Покупатели, уловив тенденции к снижению цен, ждут более выгодных предложений, акций. К тому же сейчас период отпусков и, следовательно, традиционное снижение деловой активности. Думаю, к сентябрю интерес к рынку недвижимости, в том числе и к первичному, заметно возрастет. А что касается программы “Жилье для российской семьи”, то, на мой взгляд, ее условия вполне приемлемы, просто люди о них не знают. Надо проводить ликбез среди населения. Программа заработает, когда о ней будут говорить доступным и понятным языком.

Между тем

Несмотря на падение спроса, застройщики Алтайского края в первом полугодии ввели в строй в 1,5 раза больше жилья, чем за аналогичный период 2014-го. Однако сейчас, по данным экспертов, в крае сократилось количество проектируемых жилищных объектов, что уже через два-три года скажется на объемах вводимого жилья.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video