Мнение населения о качестве предоставляемых жилищно-коммунальных услуг

2rg_200x80_00_a57Россияне качество ЖКУ оценивают удовлетворительно, но сетуют на стоимость услуг. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по заказу государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — в мае 2015 г. *

Тема ЖКХ является для населения остро-актуальной, при этом основным раздражителем становится не столько качество предоставляемых услуг, сколько постоянно растущие тарифы – именно они чаще всего называются в числе актуальных проблем (49%). Тема качества ЖКУ возникает в три раза реже (17%), а конкретные проблемы (вывоз мусора, перебои с газом, плохое отопление) приобретают остроту лишь в единичных случаях (2-5%).

Если качество ЖКУ в целом оценивается «на тройку», т.е. «удовлетворительно» (55%), то их стоимость ощущается как несообразно высокая (63%). Усугубляет ситуацию массово отмечаемый (87%) в последний год рост тарифов (в т.ч. 44% отметили «значительный рост»), при отсутствии заметных перемен в качестве оказываемых услуг (77%).

Размеры коммунальных платежей часто воспринимаются как несправедливые (54%), при этом те, кто в своей семье сам занимается оплатой ЖКУ, выражают такое мнение чаще (61%). Основная причина недовольства – несоответствие оплаты качеству (59%) и непрозрачный, непонятный порядок расчета (40%). Представление о справедливости отражается на поведении в быту: только 63% считают недопустимой прокрутку счётчиков.

Половина россиян не соотносит расходы на ЖКУ с семейным бюджетом. Несмотря на всеобщую уверенность в росте тарифов и обеспокоенность этим фактором, многие (49%) не знают, какую долю семейного дохода съедают расходы на оплату коммунальных услуг.

Увеличение пени за несвоевременную оплату и повышение коммунальных платежей для тех, кто не поставил приборы учёта, не поддерживается (61-62% против), тогда как штраф за прокрутку счетчиков большинство готово признать справедливым (54%).

Исследование проведено 6-12 мая 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по месту Вашего жительства?, % от опрошенных в целом.

  Тип населенного пункта
Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург города — миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. 50–100 тыс. до 50 тыс. и пгт село
Отлично 1 1 1 1 1 0 0 2
Хорошо 20 18 25 20 23 16 18 21
Удовлетворительно 55 64 52 55 53 56 55 54
Плохо 18 16 18 17 18 19 18 18
Очень плохо 4 2 3 6 4 7 7 4
Затрудняюсь ответить 1 0 1 2 0 1 3 2

 

Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «А как Вы оцениваете стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг?, % от опрошенных в целом

  Тип населенного пункта
Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург города — миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. 50–100 тыс. до 50 тыс. и пгт село
Очень низкая 0 0 0 1 0 0 0 1
Низкая 1 1 0 1 2 3 1 2
Средняя 34 47 39 38 28 20 33 32
Высокая 48 48 46 48 49 53 49 47
Очень высокая 15 3 14 12 19 22 14 17
Затрудняюсь ответить 2 0 1 1 2 3 2 2

Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, сумма, которую Вы платите за коммунальные услуги, рассчитана справедливо или не справедливо?, % от опрошенных в целом

  Тип населенного пункта
Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург города — миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. 50–100 тыс. до 50 тыс. и пгт село
Безусловно, справедливо 3 4 2 5 4 0 3 4
Скорее справедливо 32 38 29 28 30 28 34 34
Скорее несправедливо 37 41 30 44 31 40 41 37
Совершенно несправедливо 18 8 20 12 24 26 16 17
Затрудняюсь ответить / не знаю размеров суммы 10 9 20 12 12 5 7 8

Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, расчет суммы за какие из коммунальных услуг производится несправедливо?, % от опрошенных в целом

  Тип населенного пункта
Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург города — миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. 50–100 тыс. до 50 тыс. и пгт село
Электроэнергия 54 32 67 62 62 60 58 44
Вода 56 69 65 52 54 52 59 49
Газ 33 15 49 21 36 34 26 43
Отопление 66 78 78 69 71 75 66 46
Затрудняюсь ответить 4 3 4 7 3 4 5 3

Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «Некоторые люди искусственно снижают показания приборов учета (счетчиков) для того, чтобы меньше платить за коммунальные услуги. На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо?, % от опрошенных в целом

  Тип населенного пункта
Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург города — миллионники 500-950 тыс. 100-500 тыс. 50–100 тыс. до 50 тыс. и пгт село
Это вполне допустимо, если тарифы очень высокие 10 10 6 11 10 16 12 7
Это допустимо, когда услуги предоставляются некачественные (например, горячая вода недостаточно горячая) 19 24 20 24 18 15 16 19
Это недопустимо ни при каких обстоятельствах 63 56 60 59 65 62 66 65
Затрудняюсь ответить 6 8 10 6 6 5 4 7
Отказ от ответа 2 1 4 0 2 3 2 1

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video