Россияне качество ЖКУ оценивают удовлетворительно, но сетуют на стоимость услуг. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) по заказу государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства — в мае 2015 г. *
Тема ЖКХ является для населения остро-актуальной, при этом основным раздражителем становится не столько качество предоставляемых услуг, сколько постоянно растущие тарифы – именно они чаще всего называются в числе актуальных проблем (49%). Тема качества ЖКУ возникает в три раза реже (17%), а конкретные проблемы (вывоз мусора, перебои с газом, плохое отопление) приобретают остроту лишь в единичных случаях (2-5%).
Если качество ЖКУ в целом оценивается «на тройку», т.е. «удовлетворительно» (55%), то их стоимость ощущается как несообразно высокая (63%). Усугубляет ситуацию массово отмечаемый (87%) в последний год рост тарифов (в т.ч. 44% отметили «значительный рост»), при отсутствии заметных перемен в качестве оказываемых услуг (77%).
Размеры коммунальных платежей часто воспринимаются как несправедливые (54%), при этом те, кто в своей семье сам занимается оплатой ЖКУ, выражают такое мнение чаще (61%). Основная причина недовольства – несоответствие оплаты качеству (59%) и непрозрачный, непонятный порядок расчета (40%). Представление о справедливости отражается на поведении в быту: только 63% считают недопустимой прокрутку счётчиков.
Половина россиян не соотносит расходы на ЖКУ с семейным бюджетом. Несмотря на всеобщую уверенность в росте тарифов и обеспокоенность этим фактором, многие (49%) не знают, какую долю семейного дохода съедают расходы на оплату коммунальных услуг.
Увеличение пени за несвоевременную оплату и повышение коммунальных платежей для тех, кто не поставил приборы учёта, не поддерживается (61-62% против), тогда как штраф за прокрутку счетчиков большинство готово признать справедливым (54%).
Исследование проведено 6-12 мая 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг по месту Вашего жительства?, % от опрошенных в целом.
Тип населенного пункта | ||||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | города — миллионники | 500-950 тыс. | 100-500 тыс. | 50–100 тыс. | до 50 тыс. и пгт | село | |
Отлично | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Хорошо | 20 | 18 | 25 | 20 | 23 | 16 | 18 | 21 |
Удовлетворительно | 55 | 64 | 52 | 55 | 53 | 56 | 55 | 54 |
Плохо | 18 | 16 | 18 | 17 | 18 | 19 | 18 | 18 |
Очень плохо | 4 | 2 | 3 | 6 | 4 | 7 | 7 | 4 |
Затрудняюсь ответить | 1 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 3 | 2 |
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «А как Вы оцениваете стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг?, % от опрошенных в целом
Тип населенного пункта | ||||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | города — миллионники | 500-950 тыс. | 100-500 тыс. | 50–100 тыс. | до 50 тыс. и пгт | село | |
Очень низкая | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 |
Низкая | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
Средняя | 34 | 47 | 39 | 38 | 28 | 20 | 33 | 32 |
Высокая | 48 | 48 | 46 | 48 | 49 | 53 | 49 | 47 |
Очень высокая | 15 | 3 | 14 | 12 | 19 | 22 | 14 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, сумма, которую Вы платите за коммунальные услуги, рассчитана справедливо или не справедливо?, % от опрошенных в целом
Тип населенного пункта | ||||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | города — миллионники | 500-950 тыс. | 100-500 тыс. | 50–100 тыс. | до 50 тыс. и пгт | село | |
Безусловно, справедливо | 3 | 4 | 2 | 5 | 4 | 0 | 3 | 4 |
Скорее справедливо | 32 | 38 | 29 | 28 | 30 | 28 | 34 | 34 |
Скорее несправедливо | 37 | 41 | 30 | 44 | 31 | 40 | 41 | 37 |
Совершенно несправедливо | 18 | 8 | 20 | 12 | 24 | 26 | 16 | 17 |
Затрудняюсь ответить / не знаю размеров суммы | 10 | 9 | 20 | 12 | 12 | 5 | 7 | 8 |
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, расчет суммы за какие из коммунальных услуг производится несправедливо?, % от опрошенных в целом
Тип населенного пункта | ||||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | города — миллионники | 500-950 тыс. | 100-500 тыс. | 50–100 тыс. | до 50 тыс. и пгт | село | |
Электроэнергия | 54 | 32 | 67 | 62 | 62 | 60 | 58 | 44 |
Вода | 56 | 69 | 65 | 52 | 54 | 52 | 59 | 49 |
Газ | 33 | 15 | 49 | 21 | 36 | 34 | 26 | 43 |
Отопление | 66 | 78 | 78 | 69 | 71 | 75 | 66 | 46 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 3 | 4 | 7 | 3 | 4 | 5 | 3 |
Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «Некоторые люди искусственно снижают показания приборов учета (счетчиков) для того, чтобы меньше платить за коммунальные услуги. На Ваш взгляд, это допустимо или недопустимо?, % от опрошенных в целом
Тип населенного пункта | ||||||||
Все опрошенные | Москва и Санкт-Петербург | города — миллионники | 500-950 тыс. | 100-500 тыс. | 50–100 тыс. | до 50 тыс. и пгт | село | |
Это вполне допустимо, если тарифы очень высокие | 10 | 10 | 6 | 11 | 10 | 16 | 12 | 7 |
Это допустимо, когда услуги предоставляются некачественные (например, горячая вода недостаточно горячая) | 19 | 24 | 20 | 24 | 18 | 15 | 16 | 19 |
Это недопустимо ни при каких обстоятельствах | 63 | 56 | 60 | 59 | 65 | 62 | 66 | 65 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 8 | 10 | 6 | 6 | 5 | 4 | 7 |
Отказ от ответа | 2 | 1 | 4 | 0 | 2 | 3 | 2 | 1 |