Губернатору Ульяновской области Морозову С.И. Письмо № 96 от «04» апреля 2011 г.

Уважаемый Сергей Иванович!

 

По данным Министерства регионального развития РФ несбалансированность решений на региональном уровне и местах приводит к значительным убыткам профессиональных субъектов отрасли ЖКХ РФ. Так, система жилищно-коммунального хозяйства ежемесячно недополучает в среднем по России более 6 млрд. рублей. Проблема особенно актуальна, поскольку тарифы и плата за жилищно-коммунальные услуги, с одной стороны, контролируются государством, а с другой – должны быть адекватны экономически обоснованным расходам организаций жилищно-коммунального комплекса. В противном случае убытки не только приведут к торможению инвестиций управляющих организаций в обслуживаемый жилищный фонд, но и к прямому банкротству предприятий ЖКХ.

Риски банкротства управляющих организаций ЖКХ обусловлены целым рядом причин и при отсутствии кардинальных решений, направленных на их устранение, дальнейшее развитие  и реформирование  ЖКХ  будет весьма проблематично.

Одна из главных и самых распространенных проблем в секторе управления коммунальным хозяйством на сегодняшний день – это ежегодно растущая дебиторская задолженность перед ресурсоснабжающими организациями.

Следует разобраться, как появляется эта задолженность, если собираемость платежей с населения  в последние годы  достигла  96 процентов, а денежные средства перечисляются непосредственно поставщикам ресурсов, минуя счета управляющих организаций?

В Ульяновской области проявились  следующие факторы, влияющие на постоянное увеличение долгов за поставленные ресурсы:                                  

–        заниженный норматив потребления холодного водоснабжения;

–        заниженный и усредненный для всех категорий жилых домов норматив теплоснабжения;

–         взимание с управляющих организаций агентского вознаграждения за сбор денежных средств для ресурсоснабжающих предприятий;

–        отсутствие реальных эффективных механизмов взыскания со злостных неплательщиков задолженности  за полученные жилищно-коммунальные услуги и  бездействие органов местного самоуправления в отношении неплательщиков, пользующихся жилыми помещениями на основании договоров социального найма.

С приходом на рынок жилищно-коммунальных услуг частных управляющих компаний, которые,  в первые же дни своей работы инвестировали финансовые средства в обеспечение многоквартирных домов приборами коммерческого учета коммунальных ресурсов в целях определения объемов фактически затраченных, а не рассчитанных по  формулам объемов потребления, стал очевиден механизм образования и роста задолженности.

  1. 1.      Норматив потребления холодного водоснабжения.

ЭНВН (Эксплуатационные нормы водопотребления на нужды населения) устанавливаются с учетом фактической величины водопотребления. Однако, несмотря на реальное  потребление  ХВС одним человеком (в домах с ванной и горячей водой в отсутствие индивидуальных приборов учета) в размере более 7 куб.м., в городе Ульяновске  с 1 января 2010 года норматив ХВС был уменьшен с 5,5 кубических метров  до 5,35 кубических метров. В то время как в соседствующих регионах норматив потребления значительно выше. К примеру, в Самаре для аналогичной категории жилых домов действует норматив 7,9 кубических метров.

Убытки от заниженного норматива несут все управляющие организации вне зависимости от форм собственности и наличия общедомовых приборов учета. В случае наличия общедомового прибора учета (ОПУ) весь перерасход по дому из-за  бесконтрольного потребления  квартир где нет ИПУ (индивидуальный прибор учета), а в них, как правило, неисправна сантехника и проживает людей больше, чем зарегистрировано, выставляется жителям имеющим счетчики в виде корректировки (доначислений). Так, неисправность одного сливного бачка в однокомнатной квартире дает  в месяц выставление дополнительных доначислений по ХВС в размере 300 тонн  и доначислений по водоотведению 300 тонн всем жителям дома со счетчиками в равных долях. Со стороны жителей идет протестный отказ от оплаты, что, по сути, справедливо. В случае отсутствия ОПУ управляющая организация вынуждена оплачивать сальдо по сумме показаний всех ИПУ и норматива, т.к. поставщик воды всему дому выставляет к оплате сумму, рассчитанную по нормативу исходя из количества зарегистрированных граждан.

Какой выход? Демонтаж всех ИПУ и общедомового прибора учета (где он есть) или установка общедомового ПУ одновременно со 100% установкой ИПУ во всех квартирах. Первый вариант рассматривать бессмысленно в связи с действующим Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261-ФЗ, второй вариант возможен лишь в жилых домах, недавно введенных в эксплуатацию, или при выполнении полного капитального ремонта инженерных сетей всего дома. В целом по городу Ульяновску убытки управляющих организаций только по несоответствию норматива потребления ХВС составляют до 40 млн. рублей в год.

Пересмотр нормативов потребления холодного водоснабжения, а следовательно и нормативов водоотведения, применяемых в городе Ульяновске с 1 января 2010 года, позволит не только минимизировать убытки управляющих организации, но и освободит большинство жителей, жилые помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета, от оплаты обременительных и объективно несправедливых доначислений, так называемой корректировки платы. Кроме того, установление норматива, соответствующего действительным объемам потребления холодной воды, послужит хорошим стимулом для установки индивидуальных приборов учета ХВС в квартирах, где данные приборы до сих пор не установлены, и тем самым будет способствовать реализации положений пункта 5 статьи 13 Федерального закона об энергосбережении (ФЗ от 23.11.2009г. № 261-ФЗ), в соответствии с которым индивидуальные приборы учета должны быть установлены во всех жилых помещениях многоквартирных домов в срок до 1 января 2012 года.

В качестве примера можно привести утверждение в 2009 году норматива потребления электроэнергии. Сегодня в случае отсутствия в квартире счетчика электроснабжения жители однокомнатной квартиры оплачивают услугу по нормативу из расчета 336 кВт/час за одного человека в месяц. При этом фактическое потребление одним человеком электроэнергии в аналогичной квартире со счетчиком составляет не более 150 кВт/час. В итоге с принятием нового норматива электроснабжения 99 процентов граждан установили в квартирах индивидуальные приборы учета потребления электроэнергии, экономия очевидна.

 

  1. 2.      Норматив потребления теплоснабжения.

 

Если в 2006 году можно было применить к расчету платы за отопление помещений норматив 0,19 Гкал с 1 квадратного метра, то сегодня фактическое потребление составляет 0,21-0,23 Гкал, а на домах со сроком эксплуатации более 30 лет даже 0,27 Гкал. Это подтверждается показаниями общедомовых приборов учета за последние три года их эксплуатации  и примерами из соседних регионов: г. Самара – 0.216 Гкал и г. Уфа – 0.24 Гкал. Климатические условия за это время изменились, но норматив в г. Ульяновске не пересматривался. На жилом фонде с ОПУ это приводит к серьезным доначислениям, выставляемым жителям, и вызывает с их стороны протестный отказ от оплаты корректировок, что в конечном итоге ведет к многомиллионным убыткам управляющих организаций. Выше названный федеральный закон об энергосбережении требует 100% установки общедомовых приборов учета к 2012 году, и, следовательно, выставление к оплате  доначислений по всему городу будет неизбежным.

  1. 3.      Агентское вознаграждение.

Сложилась парадоксальная ситуация: деньги, собранные с населения за коммунальные услуги поступают непосредственно поставщикам ресурсов, а оплату за услуги по начислению, сбору и расщеплению данных средств оплачивают управляющие организации из денежных средств, собираемых с жителей в счет оплаты содержания общего имущества. По городу объемы таких платежей составляют  более  50 млн. рублей ежегодно. Сегодня потребитель получает свет, тепло и воду без наценок со стороны управляющей организации по цене поставщика. Напрашивается закономерный вопрос: почему управляющая организация должна оплачивать за поставщиков данные затраты, а не вкладывать данные денежные средства в модернизацию оборудования или регламент инженерных сетей жилого фонда, о чем так часто говорят теплоэнергетики?

4. Задолженность населения.

Львиная доля злостных неплательщиков по городу Ульяновску, срок задолженности которых по квартплате составляет более 1 года – это наниматели муниципальных жилых помещений. На сегодняшний день в структуре общей задолженности эти долги составляют более 75%, в  то время как площадь муниципальных жилых помещений составляет 20-30 % от общей площади жилого фонда. Управляющие организации содержат штат юристов, ведут разъяснительную работу с населением, вынуждены оплачивать услуги коллекторских агентств, несут расходы по оплате госпошлин при обращении в суд, отключают электроэнергию и горячую воду, но должного эффекта, приводящего к 100-процентной оплате жителями потребляемых услуг и погашения задолженности не представляется возможным. При обращении в суд по взысканию задолженности в 30 случаях из 100 управляющие организации получают постановления об окончании исполнительного производства и  возвращении исполнительного листа по причине отсутствия постоянного дохода или имущества должника.

В отношении данной категории граждан остается последняя мера воздействия – выселение нанимателей и членов их семей.  Однако, возникают существенные проблемы по практическому применению норм статьи 90 ЖК РФ. Для реализации данной нормы на практике и вынесения положительного решения суда необходимо совокупное наличие определенных юридических фактов, а именно: 1) дееспособность нанимателя и членов его семьи, 2) способность нанимателя и членов его семьи к труду, 3) постоянный доход (заработок) нанимателя и членов его семьи, отсутствие оснований для признания семьи нанимателя малоимущей; либо отсутствие постоянного места работы нанимателя и членов его семьи без уважительных на то причин, 4) отсутствие в семье нанимателя инвалидов, лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями, 5) систематическое невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги более 6 месяцев подряд, 6) вынесенные в отношении нанимателя и членов его семьи решения суда о взыскании сумм задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в принудительном порядке, 7) невозможность исполнения решения суда о взыскании задолженности по причине отсутствия имущества должника, на которое может быть наложено взыскание, 8) наличие иного изолированного и пригодного для постоянного проживания жилого помещения, в которое будет выселен наниматель и члены его семьи.

Фактически из 100 злостных должников лишь 1 попадает под критерии, установленные данной статьей и в отношении него возможно осуществление такой меры, как выселение. В 2010г. состоялся первый и единственный факт выселения злостного должника в Ульяновской области. Сам процесс выселения, включая подготовку, затянулся на год с лишним, и управляющей организации самостоятельно пришлось делать все, начиная с получения разрешений на выделение жилья для переселения, его ремонта, оформления техпаспорта, сбора документов для подготовки иска, кончая выделением транспорта для переезда и т.д. Роль собственника-муниципалитета  свелась к формальному присутствию на судебном заседании. Необходимо признать, что, несмотря на то, что ЖК РФ однозначно трактует ответственность собственника за невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а в рассматриваемом случае это муниципалитет, на практике управляющая организация один на один остается с решением проблемы неплатежей нанимателей муниципального фонда. Тем не менее, бюджет города регулярно получает денежные средства не менее 1 млн. руб. ежемесячно – плату за найм по договорам социального найма, предусмотренную статьей 154 ЖК РФ.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что одним из самых действенных способов решения это проблемы может стать погашение задолженности злостных неплательщиков-нанимателей муниципального фонда за счет средств муниципалитета. Для этого органам местного самоуправления необходимо формировать такой бюджет, который будет предусматривать выделение целевых средств управляющим организациям, что в свою очередь позволит последним не наращивать долги перед поставщиками коммунальных ресурсов.

Что необходимо предпринять для решения вышеназванных проблем?  Первое — несмотря на непопулярность мер, установить реальные нормативы потребления на холодную воду и отопление с разбивкой по категориям домов в зависимости от года постройки и проекта, второе –  снять с управляющих организаций бремя уплаты процентов за сбор денежных средств по коммунальным  ресурсам в случаях, где деньги напрямую идут поставщикам, третье — органам местного самоуправления не устраняться от проблемы неплатежей по муниципальному фонду, а компенсировать убытки управляющих организаций в случаях невозможности взысканий долгов в судебном порядке и отсутствия оснований для выселения, четвертое — обязать собственника муниципальных жилых помещений (уполномоченный орган местного самоуправления) в кратчайшие сроки установить в муниципальных жилых помещениях и предоставляемых в аренду нежилых помещениях индивидуальные приборы учета потребления холодного и горячего водоснабжения.

Данные меры позволят оздоровить всю систему ЖКХ: ликвидировать долги перед ресурсоснабжающими организациями, освободить добросовестных потребителей от оплаты доначислений, ускорят установку приборов учета, обеспечат вложение дополнительных инвестиций управляющих организаций в обслуживаемый фонд, а следовательно, позволят управляющим организациям работать безубыточно  и качественно с целью создания безопасной и комфортной среды проживания граждан РФ.

Просим Вас рассмотреть наши предложения и принять соответствующие меры в целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития системы жилищно-коммунального хозяйства нашего региона.

 

Директор НП СРО «Симбирский дом»                                                                              Г. А. Николаев

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video