Председателю Комитета по жилищной политике,
жилищно-коммунальному хозяйству, и энергетике
Законодательного собрания Ульяновской области
Антонцеву Г.А.
Уважаемый Геннадий Анатольевич!
По вопросу осуществления прямых платежей граждан за коммунальные услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению в ресурсоснабжающие организации (РСО), поясняю следующее.
- Согласно п.7.1. ст.155 ЖК РФ, собственники, наниматели помещений в МКД могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (КУ) в РСО на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Вместе с тем, переход на прямые платежи собственников помещений в МКД ресурсоснабжающим организациям не исключает обязанности УК по заключению договоров ресурсонабжения с РСО.
2. О прямых договорах между собственниками, нанимателями помещений в МКД и РСО.
Если, в соответствии с п.п.3 п.2 ст.161 ЖК РФ, в качестве способа управления МКД выбрана УК, то она должна предоставлять потребителям КУ и приобретать их на основании заключённых договоров ресурсоснабжения с РСО.
Согласно разъяснению Минстроя России, данному в письме №35750-ОЛ/04 от 5 ноября 2015 года, управляющая компания (УК) обязательно должна заключить договор ресурсоснабжения с РСО, поскольку это является обязательным лицензионным требованием и подлежит лицензионному контролю (ч.1 ст.193 ЖК РФ).
Так, в соответствии с п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1110 от 28 октября 2014 года, к лицензионным требованиям относятся:
- соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ;
- исполнение обязательств по договору управления, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ;
- соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ.
Для применения ст.162 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ №416 от 15 мая 2013 года утверждены Правила осуществления деятельности по управлению МКД, в которых говорится, что согласно пп “д” п.4 управление домом обеспечивается, в том числе, за счёт предоставления коммунальных услуг населению на основании заключённых договоров ресурсоснабжения на поставку ресурсов. Суммируя всё вышесказанное, заключение договоров ресурсоснабжения между УК и РСО является лицензионным требованием и попадает под лицензионный контроль.
Не может квалифицироваться как нарушение лицензионных требований отсутствие договора между УК и РСО в случае, если договоры между собственниками помещений в МКД и РСО, заключённые до вступления в силу ФЗ №176 от 29.06.2015 года, действуют до окончания срока их действия или отказа одной из сторон от исполнения (п.17 ст.12 ФЗ №176-ФЗ).
Таким образом, лицензиаты, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению МКД, должны иметь в наличии заключённые договоры с РСО на предоставление КУ населению.
При отсутствии таких договоров на УК будут налагаться штрафы за нарушение лицензионных требований по статьям 7.23.3 и 14.1.3. КоАП РФ.
3. Ответственность УК за нарушение лицензионных требований по статьям 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ.
За несоблюдение и нарушение лицензионных требований для управляющих компаний наступает административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации руководителя управляющей компании.
В соответствии с ч.1 ст.7.23.3. КоАП РФ за нарушение организациями и ИП правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД на основании договоров управления грозит наложение административного штрафа:
-на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
-на юридических лиц – от 150-250 тысяч рублей
В соответствии с ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
-на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
-на ИП – от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
-на юридических лиц – от 250-300 тысяч рублей
В то же время, в соответствии с ч.24.ст.19.5. КоАП РФ, за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный законодательством срок предписания органа, осуществляющего лицензионный контроль, об устранении нарушений лицензионных требований, грозит наложение административного штрафа:
-на должностных лиц – от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
-на юридических лиц – от 200-300 тысяч рублей
За административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Директор НП «СРО «Симбирский дом» Николаев Г.А.