В Красноярске начала работу общественная жилищная инспекция – она поможет горожанам решить многие коммунальные проблемы

Инициаторы проекта уверяют, что эта инспекция – не просто очередной общественный институт с неясными функциями. Нет, ее представителям вполне по силам “настроить” сложный и проблемный механизм ЖКХ, повысить качество работы управляющих компаний, а также контролировать эффективность затрат на капитальный ремонт. И все это – сугубо на добровольных началах.

Основной состав общественных инспекторов – представители советов жилых домов. Они регулярно проходят специализированные курсы повышения квалификации и в состоянии оценить качество ремонта, обоснованность тех или иных статей расходов и общее состояние дома. При необходимости в общественной жилищной инспекции им в помощь готовы прикрепить несколько некоммерческих организаций, которые обладают дополнительными специальными компетенциями и помогут разгрузить людей от рутинной документальной работы.

Проверим вашу крышу

– Наверное, многим приходилось сталкиваться с ситуацией: в доме повреждена водосточная система и как только идет дождь, вода с крыши не уходит через трубу на землю, – поясняет на простом примере принцип действия общественной жилищной инспекции ее организатор Роман Казаков, – вместо этого она стекает по стенам. Но, как правило, жильцам на происходящее нет дела, и УК проблему просто игнорирует. Никто ведь не жалуется, в квартирах сухо. Но слой наружной штукатурки или весь фасад здания разрушаются. А значит, ремонт придется делать гораздо раньше положенного – то есть снова тратить собранные с жильцов деньги. Хотя проблему можно было легко решить еще на начальном этапе – просто починить слив. И ремонт бы дольше не потребовался, и средства ушли на другие не менее важные цели. Только вот заняться этим было некому.

Зафиксировать подобное обстоятельство, убедительно предложить УК устранить нарушение в кратчайшие сроки – задача общественной жилищной инспекции. Ну а если это будет проигнорировано, то обратиться в контрольные и надзорные органы, с ними общественные инспекторы умеют работать и находятся в постоянном контакте.

В принципе, сделать это могут и сами жильцы, однако рядовому горожанину, не знакомому с законодательством и административной кухней, осилить подобные вопросы, как показывает опыт, довольно сложно.

Быстро решить вопрос

Тут нужна квалифицированная помощь. И лучше всего в лице общественности, независимой ни от коммунальных компаний, ни от местных властей, замечает Роман Казаков. Так проще избежать конфликта коммерческих интересов и опасности запутаться в административных правилах и актах. Сейчас необходимо выработать систему решения актуальных для граждан вопросов – чтобы проблемы жильцов снимались с минимальными моральными, материальными, временными издержками. Сейчас так не получается.

– Возьмем простую ситуацию: перила на лестнице в подъезде сломаны, – приводит пример Роман Казаков. – Пожилым людям тяжело подниматься по лестнице, а на перила опереться невозможно. Здесь есть два варианта развития событий. Можно обратиться в надзорные органы – в течение 30 дней будет проведена проверка, УК получит штраф, руководителю будет выдано предписание об устранении нарушений. И через два-три месяца УК его исполнит. А можно попытаться решить вопрос с УК напрямую, без лишних административных проволочек. Очевидно, это быстрее – если, конечно, коммунальщики готовы к диалогу и сотрудничеству. Задачей общественной жилищной инспекции будет повсеместное продвижение и внедрение такой системы. Здесь требуется грамотный диалог и с УК, и с властями, – отмечает Казаков.

Кстати, общественный контроль является важной частью реформы ЖКХ, о которой столь много говорят в последние годы. Для появления такой жилищной инспекции, по оценкам специалистов, уже имеется необходимое правовое поле, а ведь еще недавно участие общественных представителей в жилищном управлении не было должным образом регламентировано и определено. Да и сами граждане за годы рыночной экономики стали другими. Они не стесняются спрашивать со своих УК, на что те тратят деньги и каким образом можно сделать их дом комфортным и уютным. Государство готово поделиться частью своих полномочий в сфере ЖКХ с гражданами, логично ожидая от них ответной активности.

Создаваемая общественная жилищная инспекция будет полезна и городским властям. Например, запланированные предварительные осмотры общего имущества в домах, где предстоит капремонт, помогут надлежащим образом подготовить их к выполнению работ. Значит, и оснований для затягивания сроков по таким контрактам не будет, ведь у подрядчика и властей будет полная информация об объекте. Сейчас, напомним, планы капремонтов на объекты составляются формально, без выезда на место, – у чиновников нет времени посетить и детально проверить каждый из них.

Разгрузить чиновника

Конечно, общественная инспекция не сможет заменить уже существующие государственные надзорные органы. Никто такой задачи и не ставит. Она, скорее, призвана помочь разгрузить действующие структуры. Практика работы показывает, что большая часть нарушений, указанных в жалобах, устраняется накануне прихода проверяющих. Ведь по закону они обязаны уведомлять о своем визите компании. То есть жильцам часто приходиться ждать несколько недель, пока придет представитель надзорного органа. Сами работники УК до последнего момента ничего не делают и шевелиться начинают перед визитом инспектора.

Роман Казаков не сомневается, что правильнее наладить горизонтальные связи: напрямую между гражданами и управляющими организациями. Когда есть договоренность относительно графика выполнения работ и устранения нарушений, а также последующий контроль соблюдения сроков. И уже в случае его злостного несоблюдения – обращение в муниципальные и государственные надзорные органы.

– Организованная структура даст дополнительные рычаги в отношениях с коммунальщиками, – не сомневается общественный жилищный инспектор Дмитрий Кряжев. – Зачастую, чтобы добиться от управляющей компании решения каких-то вопросов, гражданам приходится потратить много времени, ходить по кабинетам, обращаться в надзорные инстанции. И сталкиваться при этом с немалым давлением – у жильца и организации, имеющей штат юристов и большие финансовые ресурсы, возможности разные. Как раз в таком случае статус представителя общественной организации – инспекции весьма кстати. По своему опыту знаю, относятся к таким обращениям серьезнее и реагируют на них быстрее. К тому же общественными инспекторами становятся люди активные, уже имеющие опыт в решении каких-то вопросов с УК и соответствующее образование – например, юристы. Вот я, например, инженер одного из красноярских предприятий, и многие технические моменты работы систем ЖКХ мне объяснять не нужно, – подчеркивает Дмитрий Кряжев.

Кстати

Вскоре общественная жилищная инспекция намерена организовать тотальную проверку состояния всех жилых многоквартирных домов Красноярска. Задача ставится амбициозная – до конца года выездные комиссии должны осмотреть имеющийся жилой фонд города. График их работы еще предстоит составить. Но если у какого-то дома есть потребность провести срочную инспекцию, то у жильцов есть возможность обратиться с соответствующим заявлением в Общественную палату Красноярска. Результатом такой проверки должна стать дорожная карта, в которой будут прописаны сроки устранения управляющей организацией всех зафиксированных нарушений.

Мнение:
Вячеслав Дюков, председатель Общественной палаты Красноярска:

– Общественная инспекция станет хорошим подспорьем для имеющихся госорганов, занимающихся вопросами контроля в сфере ЖКХ города. Вопросов здесь масса, и ситуации постоянно возникают самые разнообразные. Реагировать на все оперативно административные структуры, понятно, не состоянии, а для нормальной жизни горожан требуется именно это. Зато так могут работать многочисленные общественники.

Хороший тому пример – ситуация с лифтами, которая у нас сложилась в прошлом году. Управляющей компании не удалось договориться с организацией, занимающейся обслуживанием подъемников. В результате без диспетчерской связи осталось более 750 домов, эксплуатировать лифты было нельзя. После двух дней отключения пошли массовые жалобы от жильцов домов, и УК, в нарушение правил техники безопасности, включила лифты. При этом связи с диспетчером в них не было и вызвать в случае необходимости помощь было невозможно. На все обращения на нарушения со стороны УК надзорные органы не реагировали, и ничего не менялось. Только после публичного прямого обращения к прокурору на сессии ЗС края со стороны Общественной палаты города ситуация разрешилась: связь с диспетчером появилась, и кабины заработали. И на это потребовалось всего два дня. Правда, сначала прошли месяцы обращений.

И дело здесь в нежелании работать надзорных органов, а в том, что небольшое количество их сотрудников и механизмы функционирования не в состоянии обеспечить эффективное реагирование на все запросы граждан. Особенно это касается работы с первичными обращениями. Ведь их нужно обработать, грамотно составить обращение, зарегистрировать его и передать по назначению. Большинство рядовых граждан сделать это не в состоянии, а вот для общественной организации, такой как инспекция, имеющей опытных и квалифицированных людей, это труда не составит. И, кстати, без создания дорогостоящих рабочих мест для новых чиновников.

Источник: https://rg.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.

Thanx: Sport-video